Новости Киберспорт Разделы ↓ Вход

Рецензия на Xenoblade Chronicles 2

Что за год выдался у Nintendo Switch, просто чудо. Гибридная консоль превзошла все ожидания и смогла продаться тиражом в 10 миллионов штук. На неё вышел целый ряд великолепных игр и эксклюзивов. Порты признанных хитов и новые собственные шедевры – выбрать есть из чего. В декабре мы ещё и получили дополнение к The Legend of Zelda: Breath of the Wild, так что играть есть во что. Но это ещё не всё: в конце года вышел ожидаемый многими, но незамеченный большинством, проект под названием Xenoblade Chronicles 2. Это масштабная японская РПГ, которая является продолжением популярной франшизы Xenoblade, которая дебютировала когда-то на Wii.

Несмотря на то, что анонс произошёл очень давно, игра не вызвала такого же хайпа, как, например, новый Марио – даже у фанатов Nintendo. Возможно, дело в малой локализации (тут даже не в языке дело, а в подходу к дизайну) игры для Запада. Даже несмотря на то, что тайтл был полностью переведён на английский, его «японскость» была заметна за версту. Персонажи аниме, типичные крики и клише, которыми так и разило из трейлеров, скорей удивляли, чем привлекали внимание. Что это такое, понять было сложно.

На самом деле, никаких сюрпризов Xenoblade Chronicles 2 нам не подарила. Это именно то, что нам обещали – масштабная JRPG с громадным открытым миром и плеядой квестов и заданий. Делать рецензию на неё – огромная головная боль, поскольку прохождение может спокойно занять не одну сотню часов. Впрочем, уже нескольких часов хватит для того, чтобы прочувствовать игру и понять, стоит ли заморачиваться с ней дальше.

Итак, Xenoblade Chronicles 2 рассказывает о юном собиральщике всякого хлама по имени Рекс. Как полагается, Рекс – хороший боец и во всех смыслах «избранный», как так любят аниме. Он живёт на спине «дедули», который является представителем Титанов – расы громадных древних существ, которые когда-то бороздили весь мир. Теперь титанов осталось всего ничего, и они являются последним шансом человечества на спасение. Почему? Дело в том, что мир Xenoblade Chronicles 2 лишён всякого подобия суши. По сути, он представляет из себя огромное нескончаемое море облаков, на котором способны удержаться лишь титаны. Но титаны начинают умирать, и Рекс понимает: если что-то не сделать, то всей цивилизации придёт конец.

Этим чем-то, по его мнению, является нахождение Элизиума – рая, который был создан для всех живых существ. Там нет ни войн, ни постоянных склок за куски земли. Но помимо Рекса никто уже давно не верит в Элизиум, который кажется старой сказкой для детей.

История может и не самая оригинальная, но мир Xenoblade Chronicles 2 сразу же вызывает симпатию. Это не самая тривиальная заготовка для приключения, и тот факт, что все живут на разумных существах, отдаёт приятной отсылкой к теории устройства мира в средневековье.

История приятная, и персонажи получились тоже на уровне. Рекс, как я уже сказал, приятный малый. Несмотря на святую веру в существование Элизиума, он всячески лишён пафоса или напыщенности. Он хочет лучше всем, и делает всё, от себя зависящее. В этом ему помогает каст из приятных сопутствующих героев. Эти персонажи разделили моё мнение: с одной стороны, все они вполне интересные, с прописанной бэкстори. С другой, каждый является более-менее традиционным клише, по которому в Японии рисуют героев вот уже которое десятилетие. Девчонка с кошачьими ушами, говорящий лев, брутальные мужчины в масках… стереотипы только ухудшаются тем, что все действующие лица сильно разнятся в физиологии. Рекс, например, кажется гномом на фоне мускулистых парней, которые его окружают. Его спутница с ушами такая же миниатюрная. В то же время Пайра – грудастая представительница древних божеств – и вовсе, кажется, бежала прямиком из хентая. Всё это создаёт впечатление, что мы играем в мультик, где создателей мало заботили пропорции или какой-либо реализм. Возможно, ценителей JRPG это не тронет, но непривыкший к подобному поклонник западных РПГ может и удивиться.

Все плюсы и минусы Xenoblade Chronicles 2 основаны на жанре. Тот, кто любит JRPG, будет в восторге. Тот же, кто привык к тому, что стандарты видеоигр меняются, а не стоят на месте, окажцтся в тупике из-за многочисленных спорных решений геймдизайнеров.

Начнём с интерфейса, который я не могу похвалить, как бы ни хотел. Он традиционный для жанра, и очень неудобный. Система меню запутана и неинтуитивна. Настройки персонажа спрятаны за многочисленными необязательными пунктами. Карта тоже открывается неправильная, и для того, чтобы найти нужную локацию, придётся поднапрячься. Xenoblade Chronicles 2 отчаянно отказывается помогать игрокам, и создаёт враждебную атмосферу, стоит нажать на кнопку паузы.

Сам же мир игры получился неплохим. Приятно отойти от привычной карты мира и окунуться в действительно инопланетную топографию, где вместо моря облака, а вместо земли – телеса необъятных зверей. Повсюду бродят диковинные животные, которые хотят оттяпать кусочек вас. Под ногами прячется сокровище, а плотно заселённые города требуют внимательности, чтобы в них не заблудиться. Что об игре не думай, но её мир вам запомнится.

Впрочем, несмотря на все интересные черты японского игростроя, больше всего удивляет система боя. Дело в том, что в Xenoblade Chronicles 2 принимать непосредственное участие в бое не обязательно, поскольку герои дерутся сами по себе. Ну, я преувеличил: без вас Рекс далеко не продвинется, однако факт остаётся фактом: стоит перед нашими персонажами появиться злодею, как они расчехляют свои мечи и начинают колотить его сами. Рекс тоже будет ритмично лупить супостата и без помощи высшего существа, коим является игрок. Но задача геймера – не наносить удары, а отвечать за тактику и специальные умения, прозванные в английской локализации артами. Эти арты позволяют причинять действительно серьёзный эффект, или же лечиться.

В первые минуты Xenoblade Chronicles 2 создаёт обманчивое ощущение того, что бои будут лёгкими, даже примитивными. Смотри, как персонаж лупит другого, и иногда нажимай на кнопку. Но это неправда. Боевая система очень даже мудрёная – даже слишком мудрёная. Понять её будет нелегко даже внимательным, и без похода на просторы Сети не обойтись. Особо это относится к смельчакам, которые купили игру даже без знания английского или японского – официальной русской локализации не водится и не предвидится.

Сама Xenoblade Chronicles 2 тоже толком не понимает. При помощи окошек с текстом она пытается объяснить, что да как, но с первого раза усвоить информацию почти никогда не удаётся. Хочется перечитать её, когда подвернётся нужный момент, но не тут-то было – все советы исчезают навсегда! Ну как навсегда – их можно купить в городе за нехилую сумму внутриигровой валюты. Это так нелепо и диковинно, что я даже и не знаю, что добавить. Может, так принято в японских РПГ? Поскольку я не поклонник, я знать этого не могу. Но я знаю точно то, что ни наши, ни западные геймеры от системы в восторге не были. Это контринтуитивно и просто некрасиво. Конечно, можно схитрить и делать скриншоты экрана в нужный момент, но решением я бы это не назвал. Так что вы предупреждены – не спешите закрывать надоедливые окошки туториала. Как бы ни хотелось.

Вообще, я увидел смысл и даже азарт в системе артов, хоть и понял где-то 30% всех своих возможностей. Несмотря на то, что в вашей команде может быть несколько человек, управлять можно непосредственно только Рексом. Управление относится и к его артам, и к передвижению. Например, если враг занят кем-то из вашей команды, то можно забежать ему за спину и всадить клинок (фигуративно) в спину. Есть даже специальные арты, позволяющие извлечь максимум из занимаемой Рексом позиции: что-то наносит максимальный урон сборку, что-то – сзади. Главное – не тыкать на все кнопки подряд, а неспешно поджидать правильный момент.

Расчёт – это половина дела в Xenoblade Chronicles 2. Помимо артов, Рекс также может обратиться за помощью к своему Блэйду. Нет, не персонажу Уэсли Снайпса… ладно, давайте русифицируем и назовём их Лезвиями. Лезвия – это воины, которые обретают форму меча. Они помогают своим утилитам драйверам (или водителям, пилотам), оказывая помощь в бою и нанося специальные атаки. Такие атаки требуют того, чтобы конкретная способность зарядилась (заряжается она по мере боя) до определённого уровня. Чем дольше вы сражаетесь без помощи Лезвия, тем выше будет уровень атаки. Это что-то вроде суператак из PlayStation All-Stars Battle Royale. Когда же вы активируете атаку, зажмите определённую кнопку в правильный момент, и увеличьте урон от атаки.

В общем, всё это, как я уже говорил, мудрёно. Но если проникнуться и разобраться, что игра может серьёзно увлечь. Главное не лениться и серьёзно подойти к процессу. Создатели не создавали Xenoblade Chronicles 2 для того, чтобы пройти её быстро. Это долгая, глубокая игра, которая хочет захватить всё ваше свободное время. По этой причине она может многим не подойти.

Боевой системе никак не помогает звуковой дизайн. Вновь беря за основу многочисленные японские игры, Xenoblade Chronicles 2 оглушает игрока какофонией голосов и визгов во время боя. Когда мой Рекс сражается с каким-то там крабом и время от времени покрикивает, я могу смириться, вспоминая старые RTS. Но когда Рексу стали противостоять группы из четырёх, а в его команде появилось несколько бойцов, шум стал просто оглушительным. При этом фразы у героев очень однообразные и постоянно повторяющиеся. Я советую как можно быстрее отключать крики в настройках, иначе надолго вас не хватит.

Вообще, Xenoblade Chronicles 2 – очень интересная JRPG. С одной стороны, она настолько традиционная, насколько возможно. С другой, разработчики явно хотели осовременить её и сделать ближе западному игроку. Увы, последнее ни к чему не привело – разве что создало ещё большую пропасть между японским и западным подходом к РПГ с открытым миром. Например, тут есть любимая нами система быстрого перемещения в уже исследованное место, однако она работает всегда, то есть даже тогда, когда наши герои сидят на мели и ожидают неминуемого конца. Это напрочь убивает атмосферу и напоминает, что мы всё-таки играем, а не смотрим кино или не напрямую участвуем в этих приключениях. Впрочем, спасибо и на том, что тут нет часовых заставок, которыми так знаменит создатель серии.

Кстати о заставках. Они есть, и их много. Персонажи даже разговаривают, что диковинно для японской игры, где чаще всего бюджета хватает только на текст. Нет, в Xenoblade Chronicles 2 текст тоже является доминирующей формой сторителлинга, однако голоса героев мы слышим очень часто – во всех сюжетных заставках. С одной стороны, многие из нас справедливо не любят продолжительные видео посреди игры, но стоит отдать должное аниматорам – они умеют кинематографично творить на движке игры. Герои классно анимированы, а бои смотрятся во всех смыслах эпично.

Голоса, с другой стороны, вызывают множество вопросов. Игра переведена на английский, но желающие быть ближе к оригиналу могут бесплатно скачать пак с японскими голосами из eshop. Что касается актёров, то особо жаловаться я не хочу – все они достойно справляются со своей работой, уж всяко лучше русскоязычных бубляторов из Wolfenstein II: The New Colossus. С другой стороны, все они по какой-то неведомой мне причине говорят с жуткими британскими акцентами. Я может что-то не понимаю, но когда совершенно анимешная девочка говорит с ирландским акцентом, а хлопец с гигантскими манговскими глазами – шотландским, то это как минимум странно. Хотя, о необоснованной любви японцев к британским актёрам мы все знаем.

В общем и целом, у Xenoblade Chronicles 2 много минусов, но ещё больше плюсов. Многое зависит от восприятия и отношения к японской отаку-культуре в целом. Какие-то клише покажутся новичкам раздражающими, но опытным потребителям японской поп-культуры – совершенно нормальными. Например, после большой битвы с главным злодеем я наконец-то побеждаю, и начинается заставка, на которой, почему-то, вся моя компания побита и еле жива, а злодей в полном порядке. Такие вещи лично мне простить сложно. Заканчивается 2017 год, но многие японские разработчики, какими бы талантливыми они ни были, слишком застряли в прошлом и отказываются двигать нарратив вперёд и развивать его. 

Игры вроде Xenoblade Chronicles 2 традиционно получают высокие оценки, потому что фанатов у них хватает. Другое дело, что на стороне Xenoblade Chronicles 2 и другой элемент: портативность. Ещё никогда мы не получали настолько большую и красивую JRPG, в которую можно играть где угодно. Прошло девять месяцев, но «вау-фактор» Switch отказывается проходить.

Когда я говорю «красивую», я, в общем-то, не преувеличиваю. Игра и правда смотрится здорово, и особенно это относится к моделям персонажей. Они детальные, проработанные и хорошо анимированные. Правда, иногда их движения слишком дёрганые, однако в остальном всё отлично. Игра произвела бы ещё большее впечатление, если бы вышла до The Legend of Zelda: Breath of the Wild, которая обходит её по всем показателям. Слишком уж некрасивая трава и слишком часто на экране попадается низкокачественная текстура. И хоть игра и остаётся совершенно функциональной в портативном режиме (в отличии от RiME, которую мы недавно обсуждали), она заметно теряет в чёткости – что, опять же, не случается с «Зелдой». В портативном режиме чётко видно, что картинка падает ниже 720p, однако не так сильно, чтобы это доставляло неудобства. Главное, что FPS остаются стабильными.

Предупреждаю: Xenoblade Chronicles 2 очень амбициозна, но её размер в итоге приводит ко многим проблемам. Если вы прошли десяток-другой часов без проблем, не значит, что так будет продолжаться и дальше. Где-то ближе к концу игра существенно поднимает сложность, и предыдущие тактики перестают работать. Это своеобразная стена, которую преодолеть можно только одним способом (таким знакомым всем фанатам JRPG) ­– гриндом. Ещё хуже, игра начинает требовать более продвинутые тактики, о которых может и рассказывала, но 20 часов назад. И посмотреть заново подсказки, как я уже говорил, нельзя.

Подводя итог, можно сказать, что Xenoblade Chronicles 2 – одна из самых противоречивых игр года для меня. В то время как я ни в коем случае не хочу преуменьшать все плюсы, которые у неё есть, я считаю, что многие критики слишком мягко отнеслись к минусам просто потому «это JRPG и это нормально». Нет, не нормально – игры должны развиваться и идти вперёд. И если рудиментарные текстовые окна вместо полностью озвученных диалогов по причине бюджета я могу хоть как-то понять (и то с трудом, учитывая что небогатая студия из Польши озвучила всех NPC в «Ведьмаке»), то давно устаревшие решения по геймдизайну и надоевшие клише – нет. Если бы разработчики были смелее, мы бы получили ещё лучшую игру. Но в Японии у неё уже есть база и она всё равно окупится. Во многом именно поэтому мы получили перевод The Legend of Zelda: Breath of the Wild, но не Xenoblade Chronicles 2.

Что бы мы не думали про жанр JRPG и многочисленные проблемы, Xenoblade Chronicles 2 остаётся ещё одним серьёзным эксклюзивом консоли, которая не планирует останавливаться. Если вы посмотрели трейлер, и вас хоть что-то заинтересовало – обязательно попробуйте, скорее всего это игра для вас. Остальные… я вас предупредил.

Автор: Денис Кошелев aka ladoscai

Рубрики: Рецензии, Nintendo Switch

Дата публикации: 20.12.2017 08:14



Предыдущая публикация