Новости Киберспорт Разделы ↓ Вход

Обзор Sonic Mania

Поговорим сегодня о старом друге опытных геймеров – ёжике Сонике. Помните такого? Конечно? помните, ведь Соник был и остаётся иконой мира видеоигр. Тайтлов с ним выходит порядочно – на всё, от портативных консолей до мобильных устройств. Игры при этом редко достойные, но фанатов у Соника так много, что Sega всё равно оказывается в выигрыше.

2017 год – большой для Соника. В этом году нам пообещали сразу две игры, которые должны вернуть ёжику былое место на пьедестале, а то что-то совсем далеко от него Марио ушёл. И придумали в Sega интересную стратегию, как эту славу наконец вернуть. За большую трёхмерную игру, озаглавленную Sonic Forces, принялась основная команда разработчиков, а за более скромную, двухмерную в духе самых первых – команда девелоперов-фанатов, которые не так давно делали нелегальные фанатские проекты. Получается, одну игру вовсе делала не Sega, а просто поклонники, которым наконец дали официальную лицензию. Ловко.

В итоге на свет родился проект, именуемый Sonic Mania. Идея такова: делаем то, что любят все – классического Соника из девяностых. Двухмерные спрайты, графика, традиционная для Sega тех лет. Это истоки Соника – время, когда он стал «крутым». Разработчики прекрасно знают всё о тех играх, поскольку сами играли и переделывали игры для любительских проектов. По сути, для Sega они сделали то же, что и делали за бесплатно – ремейк классики для современной техники.

Что это?

На самом деле, сложно описать, что из себя представляет эта игра. В каком-то смысле, это ремастер, в каком-то – ремейк. Где-то это и вовсе совершенно новая игра. Многие ветераны узнают любимые уровни из детства, воссозданные с прежней графикой, но с более чёткой и яркой картинкой. И правда – львиная доля здесь представлена классикой, переделанной и улучшенной.

Кто-то скажет – ленивая попытка заработать. Кто-то будет визжать от восторга, ведь всё лучшее в Сонике было решено не трогать, и даже ещё больше усовершенствовать. В связи с этим журналисты встали перед серьёзной дилеммой – как можно ругать игру, которая ничем не отличается от признанной классики, и которую сделали очевидно для фанатов? Ответ – почти никак. Стоит кому-то попытаться высказать своё недовольство тем или иным фактором, как на него обрушивается шквал критики и обвинений в намеренном желании снизить рейтинг игры из-за ненависти к самой франшизе. Sonic Mania – очень безопасная игра с безопасным подходом, и это привело к тому, что критики не нашлись, что на неё возразить. Она доступная, недорогая и напоминает о лучших временах Sega. Что тут ругать?

Sonic не для новичков

Когда мы включаем Sonic Mania, мы видим всё то же, что видели игроки в девяностых. Та же заставка, музыка, звуки меню. И с первых движений тут же становится понятно, что делать и как – но только, если вы уже играли в классику. Создатели Sonic Mania искренне верят, что эта игра – как велосипед. Научишься один раз – будешь помнить всегда. Возможно, они правы – мне не знать, у меня Sega не было. Поэтому я смотрю на игру слегка иначе – не так, как задумывалось. Но это делает моё мнение более объективным, чем мнение тех, кто уже любит и знает Sonic.

Не секрет, что франшиза Sonic испытывает труднейшие времена. В последние десятилетия не вышло ни одной действительно отличной игры, а последние поделки вроде Sonic Boom и вовсе попали в списки лучших игр года. В отличии от Nintendo с их знаменитой планкой качества, Sega делает очень неровные игры, которые зиждутся на порой совершенно нелепых идеях вроде когда Sonic Unleashed рассказал о Сонике, который превратился в оборотня. По этой причине Sega очень важно вернуть лицо своему маскоту, особенно в 2017 году, когда у них готовится к выходу новая масштабная 3D-игра.

И получилось ли у них? С одной стороны, да. Впервые за долгое время критики единолично стали хвалить игру, а «Соник» перестал ассоциироваться с посредственностью. Но стоит новичку включить Sonic Mania, как начинаются проблемы.

Исторически Sonic сравнивали в первую очередь с Mario, хотя геймплейно игры разные, и объединяет их лишь положение в мире видеоигр и очень неконкретное определение жанра «платформер». Но если Super Mario становится понятным в первые же минуты игры, то Sonic поначалу очень путает игрока.

Когда я включил игру, на экране не появилось никаких инструкций или советов. Многие ненавидят туториалы, которые замедляют геймплей, но хоть что-то должно быть. Какие кнопки что делают, как нужно передвигаться, какой смысл у колец? Игра ведёт себя так, будто этому учат в школе, но это не и так, и многие с Соником никогда не сталкивались!

При этом большинство 3D-игр франшизы устраивают продолжительные обучающие уровни. Здесь же пошли от обратного – и получилась такая же каша.

Таким образом, в результате этого недосмотра, получилось, что новичкам понять и освоить Sonic Mania будет очень нелегко. Невозможно – едва ли, но проект прямо-таки требует физической памяти, отработанной годами игры.

Классический (?) платформер

Жанр платформера оказался невероятно живуч. Гейминг изменился до неузнаваемости, но большие компании до сих пор не только делают платформеры, но и успешно их продают. Но многое и поменялось. Если сейчас платформер считается доступным жанром, то раньше всё было намного сложнее. Сравните того же Mario – классические игры намного сложнее.

Современный Sonic сложным не назовёшь, но этого не скажешь о Sonic Mania, который впитал в себя тот дух девяностых, который заставлял нас ломать контроллеры в приступе бешенства.

Уровни здесь сложные, у них есть время, а жизней у вас всего три. Несмотря на то, что Sonic всегда быстрый, кидаться вперёд сломя голову нельзя – убьёт. Ключ к успеху в размеренной, аккуратной игре – в балансе. Важно понимать, когда можно быть быстрым, а когда лучше замедлиться. Но стоит Сонику остановиться, как начинаются проблемы: как и в оригинале, прыжки и вообще действия синего ежа гораздо менее точные, чем у Марио. Когда требуется заниматься классическим платформингом (то есть прыгать по платформам), тогда становится понятна ошибка номер один – нежелание что-то реально менять.

Соник никогда не был очень хорош с платформами. Его движения слишком резкие и слишком неточные, что странно для игры такого жанра. Но меня расстраивает то, что это недочёт, известный десятилетиями, решили не трогать и не исправлять. Как сложно было бы чуть подлатать и сделать игру не просто копией, но и лучшей версией? Но Sonic Mania настолько похож на оригинал, что кажется, что внутри него тот же код, практически неизменённый.

Ключ ко всему – скорость. Знаменитая фраза протагониста Gotta go Fast очень часто теряла актуальность в медленных, вялотекущих 3D-проектах, но именно здесь она зародилась, и именно здесь есть тот самый «настоящий» Соник. Все уровни построены, как американские горки: Соник то разгоняется и на скорости проходит петли, то останавливается, чтобы потом опять кинуться вниз. Осторожничать особо не получится: если вы будете передвигаться пешком, вы не только не сможете преодолеть многочисленные петли, но и не успеете уложиться в срок. У каждого уровня есть отведённое на прохождение время, и неспешные игроки рискуют получить game over в самый неподходящий момент. Например, в самом конце битвы с боссом. Сам я не особо понимаю смысл системы с таймером, но это очередная дань классике, которую вспомнили и в Nintendo.

Важно отметить тот факт, что особо много попыток игра вам не даёт. В начале игры даётся все три жизни. Их количество можно увеличить либо собрав кольца, либо найдя специальную иконку. При этом, в отличии от Mario, game over здесь значит именно это. Проиграв, вас посылают в самое начало «зоны» всё с теми же тремя жизнями. Это, конечно, не полный геймовер оригинальных игр (где игрока возвращают в самое начало независимо от того, сколько пройдено), но всё равно как-то очень жёстко по современным меркам.

Получается, что каждая оплошность, каждый упущенный шанс могут привести к повторному прохождению одних и тех же уровней вновь и вновь. Это устаревшая система, которая наверняка отпугнёт множество новичков. Пока вы привыкнете к управлению и особенностям игры, вам может прийтись перепройти её десяток раз. Это отбивает всякое желание играть. Далеко не у каждого есть время проходить одно и то же.

Этот вопрос уже поднимался, в том числе – самими создателями. Так, они считают, что уровень сложности совершенно правильный, а для новичков было добавлено больше колец и больше дополнительных жизней.

В конце каждой зоны игрока поджидает босс. Боссы редко получаются лёгкими, и часто требуют нескольких прохождений прежде чем вы найдёте его слабость. Боссы в Sonic Mania хороши, и запоминаются надолго. Они, безусловно, более изобретательны, чем в Mario, где решение всему – три прыжка на голову. Некоторые откровенно удивили: в начале, например, профессор Эггман предложит не сражаться, а сыграть в Puyo Puyo Tetris. Оригинально? Ещё бы. Далеко не каждый оценит такой ход, но это пример той смелости и изобретательности, которых не хватает остальной игре.

Новые оттенки синего

Чего нельзя отрицать, это того, что игра смотрится очень хорошо. Несмотря на то, что Sonic Mania очень похожа на оригинал, она всё равно смотрится в разы более чётко и ярко. Цвета, анимации, яркость – всё это стало намного лучше, чем когда-либо. Вовсе нет ощущения, что играешь во что-то старое. При этом игра работает очень плавно, радуя 60 FPS, которых явно недоставало на старом железе.

При этом работает игра великолепно на всех платформах – не считая ПК, куда Sonic Mania пока не вышел. Лучшей платформой я считаю Nintendo Switch, причём по двум причинам. Прежде всего, портативность. Sonic Mania сохраняет плавный, красивый видеоряд, но при этом доступна в любом месте. Графически разницы с версиями для PlayStation 4 и Xbox One нет, а какая-либо разница в разрешении незаметна. Вторая причина кроется в цене. Редко когда игры на Nintendo Switch получаются доступными, но это именно то редкое исключение: Sonic Mania дешевле всего именно на Switch.

Протестировав версию на Switch, я не столкнулся с какими-либо проблемами. Игра лишена очевидных багов, и выглядит доведённой до ума.

Отметить следует и музыку, которая одновременно напоминает о прошлом и радует новыми нотками. Она продолжают идею совмещения «нового и старого», и наверняка войдёт в плейлисты многих геймеров. Презентация, в общем, сделана на уровне – не придраться.

Также среди приятных бонусов – возможность играть с другом и выбирать персонажей. Второй игрок, по классике, может управлять Тэйлзом, чьи летательные способности позволяют добраться туда, куда Соник не добежит. Это важно, ведь Sonic Mania просто набита секретами. Даже если вы узнаёте уровень, не думайте, что ничего не изменилось: каждая локация была серьёзно увеличена разработчиками. Новые кольца, новые бонусы и секреты дают больше мотивации играть по нескольку раз.

Если вы завершите игру, не спешите её удалять. Тут есть множество бонусов и секретов – например, можно сыграть её раз, но теперь за Наклза. Можно открыть debug mode и поиграться с уровнями. Можно и вовсе использовать чит-код и открыть доступ ко всем уровням сразу. Это хорошо, если вы не можете пройти того или иного босса, а посмотреть, что там дальше, хочется. Но имейте в виду, что сохранение в таком режиме не работает.

Вердикт. Что-то новое или хорошо забытое старое?

Sonic Mania сложно оценивать. Человек субъективный будет и дальше гнуть свою линию – хейтер будет против, фанат – «за». Объективный же человек (насколько это возможно) попытается взвесить все плюсы и минусы и составить финальный вердикт. Но как судить игру, которая уже признана классикой? На самом деле, так же. Изначально Sonic был не идеален, и все шероховатости оригинала перекочевали и сюда. Неуклюжий платформинг, практически не изменившаяся система сохранения и нежелание объяснять элементы геймлпея делают эту игру более нишевой, чем хотелось бы издателю.

В Sonic Mania не получится играть расслабленно, от неё сложно отвлечься. Если вы включите её в метро, то наверняка проедете свою остановку. Каждое поражение здесь – это триумф, каждый провал – причина гневаться. Игра не позволяет выбирать уровень, пока не пройдёшь её полностью, а необходимость начинать зону сначала не может радовать. Для игры, где всё решает скорость, само прохождение может занять очень долгое время. При этом сама сложность очень субъективна: многие ветераны говорят, что Sonic Mania предельно проста, и переигрывать вообще не нужно. В то же время новички воют от несправедливой системы, которой явно не помешали бы флажки, как в нынешнем 2D-Mario.

Играя в Sonic Mania, меня не покидала мысль того, насколько «безопасная» это игра. Разработчик ни в чём не рисковал, и выпустил игру, которая не могла не понравиться большинству, которое жаждет новой дозы ностальгии. Любите его или нет, но это Sonic – самый быстрый и самый уникальный платформер, который до сих пор не смогли повторить никакие другие разработчики.

Автор: Денис Кошелев aka ladoscai

Рубрики: Рецензии, PC, PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch

Дата публикации: 25.09.2017 13:32



Предыдущая публикация