Новости Киберспорт Разделы ↓ Вход

Рецензия на God of War

Каждый год я повторяю одно и то же – какой хороший выдаётся сезон для геймеров. И правда: всё поколение PlayStation 4 мне хочется радоваться, ведь отличных тайтлов выходит тонна. И пусть неприятные тренды то и дело угрожают нам погрязнуть в микротранзакциях и бездумных режимах, многие студии продолжают выпускать качественные сюжетные проекты и радовать амбициозными задумками.

С первого взгляда кажется, что амбициозной игра с названием God of War не будет – всё-таки именно так называлась когда-то её первая часть ещё на PlayStation 2. Что это – ремастер, ремейк или что-то новое? К счастью, последнее. Разработчики решили сделать этакий «софт-ребут», и запустить серию с нуля, сохранив при этом предыдущие деяния Кратоса. Поменялось многое, и особенно главное – жанр. Если предыдущие жанры были классическими слэшерами, то God of War современный – что-то совсем другое. Хорошо это или плохо – решать каждому. Фанаты могут расстроиться, что их герой потерял вкус к комбинациям и безумным битвам с боссами, но остальные вряд ли будут жаловаться.

Итак, как и всегда, в главной роли God of War – сам бог войны Кратос. Он всё такой же злой и брутальный, но годы оставили на нём след. Он оброс бородой, спрятался в хижине на самом севере и обзавёлся семьёй – уже второй по счёту. Вместе с ним живёт его жена и сын Атрей. Устав, видимо, разрезать на части всех богов древней Греции, Кратос иммигрировал в северные земли, где держит своё происхождения – и подвиги – в тайне. Но эта идиллия подошла к концу в самом начале нашего приключения: его жена умирает, а в дверь дома стучится непрошенный гость, который жаждет нашей крови.

Скажу сразу: God of War может запросто считаться лучшим ребутом в истории видеоигр. Кратос всегда был очень ярким и «продаваемым» персонажем, но назвать его интересным или, не дай бог, глубоким? Не дай бог. Кратос существовал для того, чтобы пропускать через себя всю злость игровецкую, и оправдывать невиданно кровавое насилие. Он был иконой видеоигрового боевика – и большего от него никто не ждал. До 2018 года.

Изобретать заново игру – значит изобретать заново героя. Но как это сделать, не опорочив славное прошлое, которое так дорого многим? Оказывается, очень просто – при помощи хороших сценаристов. Новый Кратос всё так же велик, но в его глазах видна тяжесть прошлых свершений. Он не говорит о спартанском происхождении, но его молчание не менее красноречиво. Он изменился и… устал. Точно ли это Кратос? Безусловно. И чем больше мы играем, тем это очевиднее.

Что ещё парадоксальнее, это то, что Кратос – не главный герой одноимённый игры. Не менее важен тут Атрей, который почти никогда не покидает нас, и всегда сопровождает своего отца. Похоронив мать и поохотившись, он отправился с отцом на самую высокую гору севера, чтобы развеять прах родительницы на ветру, как она и хотела. Романтичное, хоть и слабоватое объяснение для нашего пути, ну да ладно.

Как оказывается, Кратос мягким не стал и едва ли заслуживает звания лучшего отца года. Он молчит, игнорирует вопросы сына и даже не называет его по имени. Он боится размякнуть и показать свою человечность, и динамика их отношений невероятно искренна и реалистична – сразу вспоминается другой великий дуэт PlayStation. Я говорю, конечно, про Элли и Джоэла из The Last of Us.

Бояться не стоит – God of War может и пытается рассказать историю, но её кровожадность никто не забирал. В первые же минуты нам нужно сразиться с одним из самых крутых боссов современной истории и научиться орудовать новым оружием – могучим топором. Топор может показаться неинтересным на фоне более… оригинального оружия прошлого, но не стоит: почти сразу он стал мне невероятно дорог. Описывать боевую систему God of War можно очень долго. Если проще, то она великолепна. Каждый удар топора ощущается, каждый убитый враг кажется нашим деянием. Без всяких шлемов виртуальной реальности я перенёсся в мир Кратоса и чувствовал каждое его движение. Вместо должбёжки по кнопкам God of War предлагает аккуратный подход, где расчёт очень важен. Движения Кратоса изящны, его удары – смертельны. Помимо более элементарных приёмов лесоруба он может швырять топор во врага и притягивать его обратно прямо как Тор из серии весьма популярных боевиков.

Чем дальше играть, тем больше мы выучим приёмов и тем богаче станет наша боёвка. В God of War мы постоянно обновляемся, причём речь идёт и как про скиллы Кратоса, так и про умения его сына. А ещё апгрейдить можно топор, броню и всё, что хочется. Система так богата, что кружится голова, и уследить за всем богатством возможностей становится трудно.

Поначалу мы начинаем ни с чем, но ходу приключений Кратос начинает находить один сундук за другим, и вскоре от всякого хлама нет отбоя. В God of War даже несколько типов валюты – настолько игра глубока. Редкая броня, легендарная броня, драгоценные камни, амулеты… всё это нужно приобретать и улучшать у местных кузнецов, которые заслуживают отдельного абзаца. Как я уже упомянул, разбираться в инвентаре очень сложно – это, пожалуй, самый очевидный просчёт студии Santa Monica. Я не получаю просто «лучшую» броню после прохождения, а зарабатываю множество элементов, из которых могу сделать другую броню. Выбор велик, но каждый раз у меня возникала паранойя, что я что-то сделаю не так, и потрачу всё своё золото на барахло, которое окажется никчёмным уже через час игры. Чётко показать, что реально лучше, разработчики не смогли – хоть и пытались.

Впрочем, сложность God of War я бы не назвал очень сложной. Я не мастер видеоигр, но справился с ней без особых проблем, и всего несколько раз – правда! – выключал консоль в бешенстве. God of War уважает игрока, и предлагает ему выбор: более сложное и быстрое прохождение или более сбалансированное полное прохождение. Речь идёт о том, что здесь есть и сайд-миссии, как в любой уважающей себя РПГ.

Сайд-миссии позволяют не только продлить чрезвычайно приятное времяпровождение, но и награбить ценный лут и заграбастать очки опыта. Всё это делает Кратоса мощнее, а наше прохождение – проще. Все дополнительные миссии можно поделить по двум типам – полноценные сюжетные задания и «подработку». Первое – это миссии, которые нам вручают вездесущие гномы-кузнецы, которые всё время хотят разворовать старые захоронения, шахты и другие не очень приятные места. Второе – это более гриндовые задания, требующие от нас что-то найти или кого-то убить.

Впрочем, морщить нос не стоит – даже гринд в God of War хорош, с немалым количеством приятных сюрпризов. Например, можно найти трёх драконов, которые нуждаются в нашей помощи. При этом мир в God of War можно назвать открытым, хоть он и ограничен в объёме и поделён по хабам. Словно старая добрая metroidvania, игра не даёт открыть всё, пока мы не дойдём до самого конца. Это значит, что для того, чтобы всё разграбить, нужно будет несколько раз возвращаться на места былой славы. И даже этот тривиальный ход геймдевы и гейммужи смогли обыграть мастерски, сделав так, чтобы основной хаб постоянно менялся после очередного прохождения важного этапа. Хотя да – Кратосу предстоит немало времени провести в лодке, путешествуя по весьма однообразным водам аки Ведьмак какой-нибудь. На это можно сетовать, хотя и тут (да, я повторяюсь) разработчики попытались спасти положения, призвав на помощь древние скандинавские мифы. О чём я? Да о том, что по ходу путешествия с нами путешествуют разные учёные… головы, которые то и дело цитируют интересные истории из мифологии. Так что мы гребём не в тишине, а под звуки интересных рассказов, которых здесь на удивление много.

Общий сюжет в God of War рассказан здорово, хотя история как такова довольна тривиальна. Главное то, как она подана – тут-то всё на отлично. Мальчик Атрей, который сначала кажется ненужным отвлечением, начинает всё больше интриговать. Все твисты игры связаны именно с ним. Что ещё важнее, он не просто спутник, которого нужно постоянно защищать – он полноценный участник сражений, этакий юнит поддержки. Если Кратос любит сражаться топором или голыми руками, то Атрей вооружился луком и волшебными стрелами. Он способен на автономное существование, но мы тоже им управляем. Атрей не только способен убивать врагов сам по себе (по этой причине настоятельно рекомендуем прокачать его как можно быстрее, как бы контрпродуктивно это не казалось), но и спасать отца от неминуемой смерти.

Мир God of War – это что-то с чем-то. Я не могу даже припомнить игру с такой интересной мифологией. Да, разработчики схитрили, использовав существующие мифы вместо того, чтобы изобретать свои, но зато сколько здесь всего, какой богатый это мир! Начинаем мы в весьма блеклом лесу, припорошённом снегом, но вскоре оказываемся совершенно в других местах. Я был постоянно удивлён тем, в какие разные миры мы попадаем. Меняется всё – противники, цветовая гамма, структура. Думаете, что можете предсказать, где Кратос окажется дальше? Не обманывайте себя.

Враги, кстати, разнообразные – но не более. Я бы хотел расписывать бесконечное количество разных супостатов, которых нам порубить, но в реальности God of War обладает ограниченным числом монстров, которое кажется большим благодаря разным модификациям. Например, тролль, которого мы встречаем в самого начала, вернётся десятки раз. И пусть он может стать больше и опаснее, призвав на свою помощь элементы природы, по своей сути он останется одним и тем же врагом. Я бы ругал God of War за это, если бы боёвка не была такой приятной.

Если вам интересен мир мифической Скандинавии, то God of War готова предоставить материалы для чтения. Повсюду разбросаны документы, рисунки и исторические объекты со своим описанием. Как в «Ведьмаке», мы (а точнее – Атрей) собираем информацию о всех гадах, с которыми встречаемся, и записываем в компендиум. Читайте в своё удовольствие о том, чем «кошмар» отличается от нежити – текста достаточно. Он, правда, маловат – читать с экрана телевизора сложно. Это обещает исправить патч.

Всё это - God of War. Игра, в которую вложено много усилий, денег и, главное, души. Она блестит и сверкает – так отполирован тайтл. Ни багов, ни технических трудностей. Да, оригинальной PS4 тяжеловато справляться иногда, но уже сейчас патчи исправили все кадровые подтормаживания. Любоваться игрой можно долго – это настоящий шедевр. Красоты пейзажа можно запечатлеть благодаря встроенному фоторежиму, который тоже приехал с обновлением. Снег не казался мне столь красивым со времён Uncharted 2.

Передовая графика и анимация сопровождаются превосходным саундтреком, который умудряется быть одновременно эпичным и интимно камерным. Вес момента всегда подкрепляется громогласной музыкой, в результате чего прямо чувствуешь, что играешь в блокбастер. Чего только стоит одна первая битва с боссом – я где-то читал, что люди всерьёз называют её не просто лучшим примером бесшовной анимации, но и эталоном постановки экшена, которому позавидует любой голливудский фильм.

Любой обзорщик должен стремиться к беспристрастности и объективности. У любой игры есть минус – закавыка, которая снижает идеальную оценку. С этим никто не поспорит. God of War нуждается в доработке инвентаря, который кажется мне перегруженным и слишком непонятным. Игрок теряется во всём изобилии и боится возвращаться к нему, в результате чего страдает баланс в самом конце. Система передвижения тоже заставляет нас проделывать одинаковый путь вновь и вновь, тем самым искусственно растягивая хронометраж. При этом тут есть возможность телепортироваться, но она оказывается закрыта вплоть до самого конца. Я понимаю, почему так, но и не сетовать не могу. Любители громадных боёв с монструозными боссами из предыдущих частей тоже уйдут ни с чем – не считая первого боя, God of War сосредотачивается на мелких противостояниях, и редко когда даёт Кратосу сразиться со сложным боссом. Вообще, игра намного менее масштабна, чем раньше – она более приземлена, даже реалистична.

Минусы можно искать – но зачем? Перед нами первый серьёзный претендент на игру года, этакая The Legend of Zelda: Breath of the Wild 2018 года разлива. Она не угодит всем, но объективно говоря именно в такое мы должны играть сейчас. Игра с идеальной боёвкой, с увлекательным нарративом, яркими персонажами, передовым визуалом и музыкой. Поэтому я прошу всех – оставьте свои бездумные шутеры, свои бесконечные ммо и мобильные казуалки, и вспомните, почему видеоигры называют искусством. Высшая оценка!

Автор: Денис Кошелев aka ladoscai

Рубрики: Рецензии, PlayStation 4

Дата публикации: 21.06.2018 06:14



Предыдущая публикация