Birthdays the Beginning
Давно принято шутить, что в девяностые родители-таки дорвались до видео-игр и чуть было не погубили индустрию, попытавшись из жёстких и агрессивных вещей сделать что-то полезное и образовательное, тем самым образовав жанр обучающих игр. С повышением популярности ПК-гейминга стало появляться всё больше игр, рассказывающих обо всём – от математики до экономики. Что уж там говорить, сам Супер Марио посетил ПК и попытался научить детей печатать на клавиатуре!
Но, несмотря на все шутки, жанр вовсе не был ненавистным. Более того: миллионы геймеров начинали играть именно в эти безобидные вещи, многие из которых умудрялись учить незаметно, прикрывая полезное увлекательным и нередко выдающимся геймплеем. Пат-Пат и другие герои запомнились игрокам навсегда.
Сейчас такие игры вспоминаются довольно редко, а дети чуть ли не с младенчества играют во всякие поделки на смартфонах. Игра со странным названием Birthdays the Beginning, однако, многим напоминает о том времени, хоть мы и не можем похвастаться ностальгией, которая будет знакома американцам. Впрочем, Birthdays the Beginning не эксплуатирует старый жанр, нагло модернизируя устаревшие тропы. Она весьма уникальна, и больше напоминает мне Spore – поистине уникальный, но всё-такт провальный проект.
В Birthdays the Beginning вы можете создать тираннозавра из ничего. Сделайте его, и вперёд создавать крохотных млекопитающих, людей, в конце концов, цивилизацию. Это симулятор бога – ещё один жанр, практически потерявший актуальность. Создайте целую расу, а затем заставьте её вымереть – это ещё одна попытка сымитировать процесс эволюции в понятном всем формате. Возможно, эта тема – главное табу гейминга, поскольку и тут попытка зарисовать казалось бы не самую сложную концепцию привела к весьма посредственному проекту.
Сколько я ни читал это название, понятнее оно не становилось – как игры из прошлого, когда перевод с японского зачастую приводил к слегка искажённым результатам. Но его можно понять, если копнуть в концепцию игры: Birthdays the Beginning рассказывает о рождении всего живого, от грибов до мастодонтов. И грибы, и мастодонты очень милые, разумеется. Это же японская игра.
Со стороны может показаться, что это очень амбициозный инди-проект, но к нему с самого начала было приковано немалое внимание тех, кто знает, кто стоит за рулём – Ясухиро Вада, известный серией Harvest Moon. Серия, в основном популярная на портативных консолях, позволяет развивать свою виртуальную форму, заводить животных и семью. Сейчас она разделилась на два конкурирующих проекта, а некоторые сверхпопулярные игры откровенно заимствуют формулу, придуманную Вадой. Среди таких игр главный инди-хит прошлого года Stardew Valley.
Но господин Вада захотел создать что-то амбициознее, и на новый проект его вдохновили сериалы детства. Он захотел сделать игру, где герой в стиле Ultraman парит в воздухе и изменяет целые континенты, меняя ход эволюции.
Birthdays the Beginning и не пытается навязать какую-то историю; в самом традиционном стиле она отбрасывает попытки создать нарратив и сосредотачивается на ключевой идее, которая определяет весь игровой процесс. Как-то вы обнаруживаете записку в старой книге, принадлежавшей вашему дедушке. В записке говорится, как найти древнюю пещеру. В пещере вы превращаетесь в космонавта, облачённого в красное. Раз – и вы можете трансформировать континенты; в этом вам помогает говорящая призма по имени Нави. Всё нормально, это японская игра.
Стать самым могущественным существом во вселенной, способным создавать и истреблять жизнь, неплохо, да? Но не надейтесь на эпичные битвы или суперспособности: всё, что вы реально можете, это трансформировать землю. Одна кнопка поднимает её, другая опускает. Опустите землю слишком низко, и создадутся океаны, выше – степи и горы. Ниже – и температура в мире поднимается, выше – опустится. Я не уверен, что в жизни всё так устроено, в Birthdays the Beginning всё следует законам физики космических кубов, так что я не могу что-либо утверждать.
Сам мир Birthdays the Beginning тоже состоит из кубов – что-то типа Minecraft с более мягкими краями. Мой аватар начал свой путь, умея поднимать только по кубу за раз, но вскоре я мог поднимать и три, и девять, и так далее. Но даже обретя всю власть, я всё равно как-то скучал: процесс творения оказался на удивление однообразным и муторным.
Моя первая попытка быстро закончилась полным рестартом, потому что я натворил таких делов, что было легче начать с начала, чем исправить. Жизнь процветает на больших плоских поверхностях, а моя творческая натура стремилась что-нибудь да вытворить.
Всё в Birthdays the Beginning крутится вокруг температуры. Начинается всё с одноклеточной жизни в первозданных морях, и эти существа постепенно развиваются во что-то другое в зависимости от того, как скачет температура. Ничего не напоминает? Но в основном в игре вам придётся ждать, ждать, ждать… наблюдая за медленно вращающимся космическом кубом, пока на экране мерцает информация о разных существах, впервые появившихся на свет. Музыка расслабляет и даже усыпляет, и игра придётся по вкусу тем, кто ищет в играх спокойствие и умиротворение. Слушайте эмбиент и наблюдайте, как мир создаётся вокруг вас – так и дзен можно постичь. Правда, такой геймлей больше подходит ПК, где можно другим заняться, пока игра… творится. На PlayStation 4 практически бездействующий экран как-то не возбуждает.
Лучшие моменты Birthdays the Beginning случаются после того, как ожидание подходит к концу, и новые формы жизни появляются на свет. Как только у существ начинают вырабатываться позвоночники, оказывается, что все они очень милые, с улыбающимися лицами, будто вылепленными из пластилина. Можно включить режим игры от первого лица и прогуливаться по миру, считывая информацию о новых жителях вашего мира. Я бы сказал, что изучать существ в Birthdays the Beginning увлекательно, но это не совсем так, и узнаете вы тут едва ли больше, чем в своё время наузнавали в No Man’s Sky.
Внешне Birthdays the Beginning напоминает образовательные игры из былого: тут нам пытаются объяснить всё научными терминами и разделить всё по спецификациям, делая аналогии с нашей эволюции. Но чем больше я играл, тем больше понимал, что все уроки игры не стоит воспринимать буквально. Так, как-то я создал динозавров и наблюдал за тем, как они вымирают. Но стоило мне поднять температуру в одном месте, как мои млекопитающие… эволюционировали обратно. Я не учёный, но я не уверен, что это очень реалистично – даже по голливудским стандартам. Также я смог создать свой небольшой «Парк юрского периода», где милые велоцирапторы сожительствовали с людьми. Классная ситуация, но, опять же, не очень реалистичная. Дети могут многое тут подчерпнуть, но эта игра сама не совсем понимает, как работает эволюция.
Особых советов и подсказок тут тоже нет – разве что древо эволюции. Вначале вам придётся перетерпеть немало туториалов, которые невозможно пропустить, но после вас отправляют разбираться со всем самим. У вас есть цели и задания: создать жизнь на земле, вырастить тираннозавра, развить человечество и так далее – но как это всё сделать неизвестно. У организмов научные названия, что только путало: что есть олеа и тритикум я не знал, и приходилось советоваться с Google. А, оказывается, речь шла об оливках и пшенице.
Даже если вы сделали всё, что от вас требовали, это вовсе не значит, что вы прошли дальше. Нередко Birthdays the Beginning игнорировала тот факт, что я сделал всё: я создал нужную температуру, нужный уровень влажности и нужных животных, но новая эволюция отказывалась появляться. Пикачу, где ты?! Я смотрел на проклятый вращающийся куб и пытался понять, что не так. В принципе, можно схитрить и использовать специальные предметы, чтобы двигать прогресс дальше, но это не так приятно, как если всё делать «правильно». Тем не менее, часто получалось и так, что я заходил в тупик, не представляя, что не так, и как это «не так» исправить.
Когда пшеница отказывается расти сама, это грустно. Но когда у вас всё-таки получается, чувствуешь себя круто. Я никогда ещё не был рад тому, что у меня выросла виртуальная пшеница. Да, это потрясающий момент, ради которого Birthdays the Beginning и была создана, наверное, но таких моментов катастрофически, криминально мало. Впрочем, они появлялись достаточно стабильно, чтобы я не терял интерес и продолжал играть. Было банально интересно, что ещё может вырасти и развиться.
Birthdays the Beginning выглядит как необъятная песочница, которая вдохновлялась Minecraft, но тут совсем нет этой «реиграбельности», которую было бы логично ожидать. Развив цивилизацию, я увидел, как она выглядит, но ничего по-другому создать не получится. Даже по сравнению со Spore путей развития тут не так много. В игре есть режим испытаний, посвящённый созданию разных динозавров, но он мало отличается от основного режима. Поиграв в Birthdays the Beginning один раз, мы увидели, по сути, всё, что тут есть, и, если вас не интересует заполнение огромной библиотеки организмов, вы вряд ли увлечётесь надолго.
И этим Birthdays the Beginning напоминает старые образовательные игры. Они не были очень разнообразны или очень велики. Ты делал там одно и то же, но чувствовал, что это твои творения. Да, она однообразна и небогата на контент, но она хорошо подошла бы мне пару десятков лет назад. Сейчас же я не знаю, зачем вновь проходить этот путь. Я уже всё знаю.
Может, в этом главная проблема Birthdays the Beginning, а может, её сила. Часто она казалось чем-то, что можно сделать, а не игрой, в которую можно поиграть. Мне понравилось милое «кавайное» оформление и простая механика, но игра получилась слишком муторная и скучная. Посмотрев трейлер, мне казалось, что я получу неограниченные возможности создать собственную вселенную с нуля, но на деле всё оказалась намного проще. Может, ностальгия, а может, игра на пару часов, Birthdays the Beginning не разочаровала, но и энтузиазма, на который я надеялся, не вызвала. Я бы очень хотел понять, для кого она создана, но не могу. Может, для самого господина Вады.
Рубрики: Рецензии, PC, PlayStation 4
Дата публикации: 19.05.2017 06:53