Новости Киберспорт Разделы ↓ Вход

Рецензия на Gran Turismo Sport

Автосимулятор – один из самых выгодных разновидностей симуляторов. В этой сфере соревнуются сразу несколько громких игр, и претендентов на звание лучшей с каждым годом всё больше. К сожалению многих, времена аркадных гонок остались позади, и всем правит реализм. Идеально выверенные машины, до миллиметра фотореалистичные салоны и масса настоящих трасс – вот оно, что важно. Но в то время как такие тайтлы, как Project CARS и Driveclub пришли на сцену поздно, ветераны вроде Gran Turismo Sport правили балом ещё тогда, когда их разработчики в школе учились. С самой первой части на PlayStation 1 эта серия влюбила в себя невероятным на то время вниманием к деталям, неконсольной реалистичностью управления и графикой.

С каждым новым поколением консолей привлекательность таких игр росла. Автопарк становился больше, количество полигонов росло, как на дрожжах, а геймплей становился одновременно разнообразнее и реалистичней. К времени PlayStation 3 Gran Turismo уже была гигантом – монстром, который мало кто мог побороть. Графика превзошла все ожидания, и мы впервые заговорили о времени, когда фотореализм, наконец, наступит.

Перемотаем время, и вот оно настоящее. 2017 год, октябрь. Gran Turismo Sport – на полках магазинов. Со времён Gran Turismo 6 прошло немало времени – сменилось целое поколение, а передовое Full HD кажется реликтом прошлого с приходом сверхчёткого 4K. Кажется, это время для Gran Turismo блистать. Больше машин, больше трасс и больше моделей, которые неотличимы от настоящих! Но ожидаемые восторги не случились. Критики отнеслись к игре тепло – во многом, из привычки, но и из-за искреннего уважения к тому, что из себя представляет Gran Turismo Sport. Хорошая, поражающая, но бедноватая на контент игра.

Не машинами едиными?

Контент – возможно главная беда Gran Turismo Sport. Его, мягко говоря, маловато. Почти 180 машин и 40 треков – вот и всё. В предыдущих частях всего это было не то что больше – их было намного больше! Конкуренты в лице Forza открыто смеются с подобного жалкого набора автомобилей для «реалистичного симуляторы езды».

Чем объяснить такую бедность? Вариантов можно быть много. Может, разработчики хотели так детально и внимательно сделать каждую машину, что не хватило времени. Может, не хватило средств. Но всё это кажется слабыми оправданиями. Реально сказать сложно, но создаётся ощущение, что дело в неправильных задачах. Дело в том, что там, где должен быть контент, его нет, а то, что должно быть бонусом, раздулось до непомерных размеров. Но об этом – далее.

Недостаток контента не заканчивается одними машинами. В принципе, если его ещё можно как-то оправдать (в конце концов, рекорды Gran Turismo в этом смысле никогда не била, ранее чаще всего маскируя небольшой автопарк дубликатами одной модели в разных исполнениях), то бедность по части режимов объяснить невозможно.

Разработчики утверждают, что в Gran Turismo Sport их главный фокус был на сетевом мультиплеере. Поскольку многопользовательская игра – в сердце Gran Turismo Sport, то классические режимы потеряли актуальность. Может, потеряли для разработчиков, но не фанатов, почти все из которых лишь покачали головой. Столько ждали, и вот на тебе. Может PlayStation 4 ещё и не стара, но её закат всё ближе, и, зная скорость Polyphony, полноценной Gran Turismo 7 мы можем и не дождаться в этом поколении.

Да, режимов мало – да их практически нет. Любой, кто играл в предыдущие части, прекрасно помнит разнообразие прошлого. Режимов не просто было много – они определяли и выделяли Gran Turismo на фоне других игр. Но эта индивидуальность в прошлом – разработчики слишком гнались за последними тенденциями. Слишком заветно их манило слово e-sport, ведь киберспорт стал таким модным. Почему, впрочем, нужно было жертвовать одним ради другого… этого я сказать не могу.

Итак, из режимов в Gran Turismo Sport есть «Школа езды», «Испытания» и режим ознакомления с многочисленными (или малочисленными, как вам угодно) трассами в игре.

Школа езды – ровно то, что вы подумали. Длинный туториал, который учит всем азам начиная тривиальной «едь прямо и тормози» до более сложных поворотов в противоходе. Несмотря на банальность заданий, Gran Turismo Sport даже здесь включила фирменную педантичность, требуя идеальной езды везде. Справился – и получишь золотую, серебряную или бронзовую награду. Награду на полочку не поставишь, зато она конвертируется в игровую валюту, которую можно потратить на машины.

Выполнить каждый урок на золото – задачка та ещё, и займёт часов пять минимум. Поначалу, до более сложных испытаний, я задался целью выбить золото везде, но уже на десятом уроке сдался, решив поберечь нервы. Мотивирует к игре не только валюта, но и машины, которую игроку дарят по истечении каждых нескольких уроков. Хорошая попытка, но это не совсем то, зачем я покупал игру.

Режим испытаний очень похож на «Школу». Игра больше не учит, но даёт самые разные задачки. Например, сбить все конусы. Награда такая же. Всё это напоминает невероятно затянувшийся туториал, и это ощущение бессмысленности не покидает до конца. Машины есть, но что с ними делать?

Также тут есть «Аркада», где можно принять участие в гонках встроенных и гонках собственного творения. Спасибо и на этом, но вопрос «зачем» остаётся в силе. Я не чувствую нужды что-то делать. Никакого режима карьеры нет, никакой серьёзной мотивации помимо внутриигровой валюты – тоже.

Кое-что, правда, с машинами делать можно, и об этом – в следующем пункте.

Реалистичный режим профессионального селфи

Знатоки Gran Turismo не удивились, когда узнали о наличии в игре богатого фоторежима. Это, в конце концов, видный элемент предыдущих частей. Я сам потратил немало времени в Gran Turismo 5, создавая максимально реалистичное фото своего AUDI, куда ушли все вымученные в гонках деньги. Но никто не мог ожидать того, что фоторедактор займёт 50% всей игры и соберёт максимум контента.

Мне сложно понять фокус на фоторежиме. Я знаю, что разработчики – ну очень большие фанаты поглазеть на машины, но порой создаётся впечатление, что они большую часть времени на разработку посвятили дополнительному режиму.

Дело в том, что единственная инновация игры касается этого режима. И количество возможностей и наполнения тоже самое большое именно здесь.

Что за инновация, вы спросите? Дело в том, что японцы нашли способ как не рисовать окружающий мир вокруг машины, а помещать машину прямо в фотографию. Звучит круто – спору нет. На деле тоже весьма интересно. Берётся качественная фотография, в ней создаётся мир трёхмерный, чтобы можно было поставить машину. Затем создаётся реалистичное освещение, которое соответствует оному на картинке.

В результате если мы вставляем машину в фотографию, то она ведёт себя так, будто правда там находится: на неё падает правильный цвет, а она отражает окружающий мир. Это здорово, и сложно объяснить, как это всё работает.

Но мало просто поместить машину на фото – надо ещё её обработать. Тут игрокам предлагается Фотошоп собственной разработки, который столь детален, что его можно чуть подработать и выпускать в конкуренты продукции Adobe. Чёткость, контраст, насыщенность цветов, выдержка, фокус, фильтр – настроить можно всё. Двигайте камерой, выбирайте эффекты и получайте именно то фото, которое хотите. Скажу честно, в одном фоторежиме можно провести десятки часов.

При этом игра хочет, чтобы вы делились фотографиями с друзьями и рекламировали игру. Мало простой кнопки Share для скриншотов – Gran Turismo Sport позволяет экспортировать огромную картинку на флешку и выкладывать в Интернет в несжатом виде. Картинка, приближающаяся по размеру к 4K (даже на обычных, «толстых» PS4), выглядит очень эффектно. Будто Polyphony говорят: «Смотрите, нам стыдиться нечего!»

По части контента это не всё. Фотографий для фона ну очень много – так много, что диву даёшься. Италия, Испания, Словакия, Токио, офисы «Мерседес», горные выступы, середина озера, японская ярмарка, фотостудия… картинки на любой выбор с огромным разнообразием. Какие-то снимки предоставлены в сотрудничестве с крупнейшими автоконцернами.

В то время как я провёл в режиме много времени (больше, чем гонял), я не могу опустить тот факт, что больше половины составляющий Gran Turismo Sport ушло на богатый режим для скриншотов. Это… неправильно.

Конечно, делать красивые эффектные снимки можно не только в «студии», но и во время гонки. Всегда можно выбрать идеальный ракурс и показать автомобиль в движении. В общем, всё, чтобы похвастаться графикой перед кем угодно.

Даже если вам некому показать фотографии своих машин, и вам оттого грустно, у Gran Turismo Sport есть ответ: разработчики создали целую социальную сеть только для того, чтобы можно было делиться своими фотографиями. Видите, почему я сетовал на неправильный фокус?

Социальная сеть находится «внутри» игры, и позволяет выкладывать свои снимки на суд других игроков, которые могут ставить лайки и комментировать. В общем, всё очень модно и современно. Я выложил один скриншот в сеть, получил лайк, был этим доволен и больше туда не заходил. Молодёжно… но та ли эта аудитория, на которую следует ровняться?

Кстати, делиться можно не только «голыми» машинами. В Gran Turismo Sport есть богатый редактор автомобиля – то, чему, как раз, внимание уделять очень даже стоит.

Я опасался, что в игре за всё придётся «платить», то есть краска будет стоить валюты внутри игры. К счастью, я ошибался: Gran Turismo Sport позволяет делать с машиной всё, что душе угодно. Сделайте свой новый «Мерс» розовым и налепите на него сотню стикеров – пожалуйста. Детальный редактор позволит найти стикер с известными брендами или полностью выдуманными. Поместите их куда угодно – все они в кривых, и благодаря векторам растягиваются без потери качества.

Что ещё круче, это то, что можно загружать собственные картинки и помещать на машины. Ну, потом будет можно, наверное. Дело в том, что как эту возможность ни рекламировали, на деле она недоступна – якобы, чтобы сберечь сервер, который может не выдержать нагрузки из-за массового притока игроков. Это обидно. Вся ваша игра рассчитана на Интернет – какие серверы тогда у вас стоят?

При этом я хочу похвалить презентацию игры. Система меню мне показалась слишком мудрёной, но некоторые аспекты достойны упоминания. Например, «Музеи». У каждого производителя есть своя страничка, где можно увидеть все доступные машины и почитать о них. Но это не всё: у многих (самых именитых) концернов есть целые музеи. Узнайте всё про «Мерседес», начиная их первой машиной и заканчивая сегодняшним днём. Детальное описание всей истории скрещивается с историей мировой и сопровождается фотографиями. Огромное внимание к деталям вызывает уважение, хоть это и не так впечатляет во времена «Википедии».

Также у многих есть специальные видео от представителей компаний, которые были записаны специально для Gran Turismo Sport.

Дитё цифровой эры

Мы говорили о плохом, мы говорили о хорошем, а затем опять о плохом… но я не сказал о самой жуткой части Gran Turismo Sport, масштабы которой даже не осознавал, пока не получил игру на руки.

Дело в том, что Gran Turismo Sport ставит своей целью стать лидером в киберспорте. Хорошо, почему бы и нет? Только вот разработчики почему-то посчитали, что раз Интернет играет в их видении ключевую роль, то стоит сделать всю игру от него зависимой. Интернет здесь очень важен. Так важен, что игра не работает без него.

Думали, времена «онлайн-онли» игр прошли после парочки громадных фиаско от видных студий? Мы тоже! Но в Polyphony за новостями не следят, и решили вернуть тренд, который все вроде бы списали в утиль ещё в 2015. Gran Turismo Sport нужен Интернет не только для гонок по сети – это и понято. Он нужен, чтобы играть в любой режим – даже оффлайн. Школа вождения? Без Интернета никак! Фоторежим? Тоже! Можно погонять в Аркаде, только вот… весь прогресс невозможно сохранить без сети. Да, сохранения не работают.

Таким образом до покупки следует подумать о нескольких факторах. Например, насколько надёжен ваш провайдер. И стоит поставить свечку за сервера игры, а то кто знает, когда они сдадут. Что уж там, будем ещё и надеяться, что частые профилактики будут случаться не тогда, когда выпадет свободная минутка!

Я знаю некоторых людей, которые уже увидели «сообщение смерти», сигнализирующее о том, что следует выключить игру и найти симулятор получше. Потому что Gran Turismo Sport не будет работать, если связи нет. Не будет.

Это… безумное решение. Его сложно оправдать даже поклонником серии, хотя они, конечно, постараются. Каждый разработчик, который делал онлайн-онли игру, рано или поздно пожалел о своём решении. Даже если с серверами нет проблем, это всегда плохая пресса. Не надо привязывать игру к чему-то столь нестабильному, когда в этом нет необходимости. Тем более что мы знаем стабильность PSN…

Сетевые гонки

Итак, вы погоняли в школе, прошли испытания, купили хороший суперкар. Дальше что? А дальше – то, ради чего была создана игра, то есть сетевые гонки. Но если вы думаете, что здесь разойдётесь и покажете другим, где раки зимуют, то не спешите. Сначала – видео о том, как надо вести себя на дороге. Да, пока вы его не посмотрите, вы не зайдёте в режим гонок. Зато трофей выпадет – здорово же?

После видео вы поймёте, что, возможно, купили не совсем ту игру. Gran Turismo Sport стремится быть реалистичной – очень. В её понимании реалистичность не ограничивается детализированными кузовами и салонами, но и тем, как себя ведут профессиональные гонщики. Помните, как здорово тормозить о машину противника на резком повороте? Помните, как ни разу за гонку не использовали тормоз? Забудьте.

Gran Turismo Sport создана для того, чтобы максимально имитировать условия профессиональных лиг. На дороге от вас требуется не только ловкость реакции и знание того, когда нажать на газ, а когда его отпустить, но и понимание правил. Если сзади жмётся машина – пропустите её, а не блокируйте ей проезд. Не надо использовать других в качестве буфера. Не стремитесь проверить на прочность каждую встречную машину, как и свою собственную. Gran Turismo Sport – это не аркада, это антиаркада, во всех смыслах этого только что созданного неологизма.

Я не говорю, что такой подход априори плох – вовсе нет. Это уникальная игра, которая хочет стать единственным официальным поддерживаемым FIA тайтлом. А раз ребята, проводящие Формулу 1, дали добро, значит всё серьёзно.

Вердикт

Возможно, моя рецензия кажется слишком негативной. Это неправильно. Всё, что Gran Turismo Sport делает неправильно, она возмещает тем, что она делает очень хорошо. Сядьте за руль любой машины, и вы почувствуете максимальное погружение. Графически Gran Turismo Sport изумительна, хоть и не поражает так, как в своё время удивляла Gran Turismo 5. Она опоздала с релизом, но возместила это поддержкой Ultra HD для обладателей современных телевизоров. HDR позволяет выжать из игры немыслимые цвета и детали.

Также тут есть поддержка VR. Весьма ограниченная, но всё же.

Ещё ни одна игра серии не была столь аутентична, как Gran Turismo Sport. А может, в принципе нет игры, которая так точно передаёт ощущение от езды на машинах, которые мы никогда не увидим вживую. Даже вечная проблема предыдущих частей – звук – была полностью убрана. Теперь каждый суперкар особо чуткие смогут отличать по одному только шуму двигателя. Полный экстаз для фанатов автопрома.

Gran Turismo Sport – это хороший, отличный симулятор вождения. Но как игра, у него много проблем. Тут особо не поиграть. Если бы не несколько режимов и сетевые гонки, я бы назвал её технодемкой. Polyphony знают, что делают. Они создали внушительную игру, которая займёт свою нишу, какой бы маленькой она ни была. Один только бренд продаст миллионы. Но та ли эта игра, которую мы ждали со времён Gran Turismo 6? В этом я не уверен. Ответ у каждого будет разный. Я лишь предупрежу: подойдите к ней с правильными ожиданиями. Это Gran Turismo, но другая.

Автор: Денис Кошелев aka ladoscai

Рубрики: Рецензии, PlayStation 4

Дата публикации: 31.10.2017 06:34



Предыдущая публикация