Lumo
Видеоигры в восьмидесятых разнились от континента к континенту, в отличии от сейчас, когда мир, по большей части, един. В то время как в США NES была так популярна, что о других консолях и платформах и не задумывались, всё было иначе в Великобритании, где не только не было никакого видеоигрового обвала, но и самыми популярными платформами являлась Commodore 64, Amstrad CPC и ZX Spectrum. И именно здесь жанр игр с изометрической перспективой по-настоящему получил популярность. Lumo – это именно дань тем временам и тем играм. За основы взяты традиционные изометрические игры, но графика получила большой апгрейд. Результат – очень хороший пример того, как обращаться с классическими жанрами.
История забавна и тоже отдаёт ностальгией. Играя за мальчика или девочку, вы прибываете на небольшую выставку видеоигры. Среди старых постеров, аркад и консолей вы находите старый компьютер в самом углу комнаты. Но стоит вам начать играть, как вас поражает из лучевого пистолета, и вы попадаете в саму игру в виде волшебника. Без каких-либо наставлений теперь вам предстоит разобраться со всем и найти специальные предметы, которые помогут вернуться в настоящий мир.
Начало очень напоминает классический фильм «Трон», но это только начало многих отсылок к классике тех времён. «Охотники за привидениями», «Индиана Джонс» и так далее получают свою дозу внимания и отсылок – как и игры типа Bubble Bobble, Zaxxon и Pac-Man. Но чаще всего Lumo обращается к английской истории и делает английские отсылки. Некоторые отсылки могут показаться неуместными на фоне классики, но всё объединяется идеей британского происхождения. Редко игра отходит от американской и японской классики.
В душе Lumo – самый что ни на есть традиционный изометрический платформер. Приключения разбросаны по 500 комнатам, а цель – пройти от одной точки к другой, обходя препятствия по пути. Тут нет никакой боёвки, хотя опасности поджидают на каждом шагу: то огонь, то пропасть, то шипы, то другие препятствия. Большинство головоломок основаны на переключателях, но всё не так просто: часто переключатель в одной комнате повлияет на совершенно другое место. Предметы забросаны по многим комнатам, что приводит к необходимости возвращаться на уже пройденные места, но это случается нечасто, так что это простительно.
Головоломки сначала не очень сложные, но это меняется ближе к концу. Начинается всё с традиционных плавающих платформ, которые потом начинаются рушиться и реагировать на вес. Вскоре появятся и шипы, и ядовитая вода. Тут есть всё, в том числе подводный уровень и уровень с вывернутым управлением. И это не говоря о ледяном уровне, где начинают всплывать проблемы с управлением.
Вскоре всё становится совсем странно. Пути образуется только после вашего движения, а платформы неуправляемы. Появятся и вагонетки по сломанным путям, и совершенно другие игры, в которые можно попасть. Опять же, поначалу другие игры казались мне неуместными, но я вспомнил, что наш персонаж находится внутри компьютера, так что всё вполне логично.
Впрочем, какой бы хороший ни была игра, мало кто справился бы с ней при несправедливой сложности, зачастую свойственной подобным проектам. К счастью, в Lumo с этих проблем нет: сложность растёт по мере прогресса, и никогда не становится невозможной. Да, некоторые головоломки поставят вас в тупик, но тут нет ничего невозможного, и ничто не заставит вас постоянно отвлекаться на туториалы прохождения. Что ещё лучше, игра прощает ошибки и позволяет сохраняться в любом месте. У вас есть бесконечное количество жизней, и после смерти наш аватар возвращается к старту уровня. В результате всего этого Lumo никогда не хочется бросить. Всегда уровень можно повторить, и сделать что-то лучше – даже на дцатый раз.
Игра не очень длинная, и, если очень попытаться, можно пройти её за один вечер. Впрочем, разработчики дают множество причин вернуться и переиграть всё заново. В Lumo есть много предметов для собирания – от карт и кассет до монеток и резиновых уток. Что-то видно по мере прохождения, а что-то запрятано глубоко в секретных комнатах. Особенно сложно найти всех уток, которые не спрятаны, но требуют мастерства, чтобы их добыть. Варп-зоны, ведущие к отсылкам к играм разбросаны повсюду, и требуют умения и терпения. Искать их в контексте игры не имеет особого значения, но трофеи, с ними связаны, так редки, что не попытаться нельзя. Ну и напоследок: все, кто любит, когда их испытывают, должен попробовать «олдскульную» сложность, которая отменяет возможность сохраняться в обмен на три дополнительные жизни. От вас ждут, что вы пройдёте игру за один присест на высоком уровне сложности – титанический труд для любого и напоминание о том, насколько всё сложнее было раньше.
У Lumo многое получается, но есть и проблемы. Камеру можно двигать по-разному, но угол обзора всегда остаётся неизменным, что может дезориентировать современных игроков, не привычных к подобному. Игра требует адаптации, к ментальному возвращению к тем временам. Порой из-за этого даже простые прыжки приводят к провалу. Хитбоксы шипов тоже не порадовали – они такие большие, что нередко вашему персонажу придётся умереть не по вашей вине. Несмотря на общую олдскульность, мне всё равно не хватало более полезных карт с индикацией того, где находится игрок.
Визуальный стиль в Lumo скорей промежуточный: она не стремится имитировать классику, но и не напрягает консоль. Как правило, текстуры чистые, но не особо интересные. Врагов в игре нет, но сами комнаты довольно большие – такого не было на старых платформах. Освещение в игре приятное, хотя эффект отсвечивания пришёлся мне не по душе. Визуально Lumo было бы очень сложно выделиться из-за необходимости следовать старым правилам, так что не ожидайте какого-то откровения. На неё смотреть приятно, и на этом хорошо.
Звук, как и визуальный ряд, тут традиционный. Никаких современных оркестровок – просто классика жанра chiptune. Ничего особенного, а часто музыка и вовсе исчезнет для придания жутковатой атмосферы. В общем и целом, звук не удивит, хоть и порадует ценителей традиционных эффектов. Голосов тут нет, кроме пискливого визга вашего умирающего персонажа. К этому лучше привыкнуть – умирать придётся часто.
Lumo – хороший платформер-головоломка. Уровень сложности очень сбалансирован, что получается нечасто, и каждую задачку приятно решать. Конечно, игра больше понравится тем, кто поймёт отсылки, но в остальном игра подойдёт большинству. Ориентированная на Великобританию, Lumo – это приятное возвращение к забытым многими временам.
Рубрики: Рецензии, PlayStation 4, Xbox One, PS Vita
Дата публикации: 17.04.2017 19:09