Рецензия на Mario+Rabbids: Битва за королевство
Сложно поспорить с тем, что «Mario+ Rabbids: Битва за королевство» стала, пожалуй, самой неожиданной игрой этого лета. Её настолько не ожидали, что даже не верили многочисленным утечкам информации, считая это всё массовым фейком. Но нет – это не фейк. Компания Nintendo и правда объединилась с Ubisoft для того, чтобы создать аналог Xcom, но с персонажами из вселенной Марио и Rayman Raving Rabbids.
Результатом неожиданного союза стала игра, которую поначалу никто не хотел. Фанаты воротили нос, считая это оскорблением их чувств и вовсе не таким эксклюзивом, которого заслуживает ещё новенькая консоль Switch. Но трейлер за трейлером, и мы стали смиряться с тем, что, возможно, не так всё и плохо. Геймплей выглядел здорово и очень непривычно для Марио, который, кажется, попробовал все возможные жанры, но каким-то образом избежал стратегии.
И вот игра наконец-то вышла, разойдясь внушительным тиражом и став самой продаваемой игрой за Switch, не созданной в самой Nintendo. Игровые критики стали ставить ей высокие оценки, да и игроки не жаловались. Кажется, успех – причём больший, чем предыдущий проект Ubisoft на консоль Nintendo – Zombi U.
Rabbids vs. Xcom
Невозможно не думать об Xcom, когда речь заходит о тактическом жанре. Что уж там – Ubisoft даже пыталась переманить отца серии на разработку Mario+ Rabbids: Битва за королевство. Связь двух игр отрицать нет смысла, но не стоит думать, что Mario+ Rabbids – это просто клон без собственных нововведений. Вовсе нет – это независимая игра, которая делает что-то даже лучше.
Mario+ Rabbids: Битва за королевство – не традиционная игра с Марио в главной роли. Что уж там, Марио здесь он даже не в главной роли, ведь действующих лиц всегда трое – наш знаменитый итальянец и партнёры-кролики. Но на этом неортодоксальность не заканчивается: сама история тоже получилась интересной. Дело в том, что мир Mario+ Rabbids: Битва за королевство – это как бы наш мир, где Super Mario – это просто известная франшиза.
Да, именно так. И беда начинается тогда, когда девочка-изобретатель (по совместительству большая фанатка Nintendo) изобретает устройство для смещения любых предметов в одно. В результате несчастного случая мир Rabbids объединяется с «Грибным королевством» Mario, и мы получаем жуткую смесь. Придётся всё исправлять, собрав отряд из известных персонажей Nintendo или просто кроликов, которые им подражают.
Отличия относятся и к юмору – элементу, который чаще всего можно встретить в РПГ с Марио в главной роли. Юмора здесь много – самого разного. Иногда – смешного, иногда – инфантильного. Главными комиками выступают сами кролики, которые кричат и ведут себя традиционным для себя образом. Юмор всё же направлен больше на детей, но и взрослым будет над чем усмехнуться.
Больше всего радует то, что сами кролики не раздражают. Именно это волновало многих больше всего – насколько они впишутся в довольно спокойный мир Марио. К счастью, вписались они хорошо, во многом потому что разработчики сами сделали их не такими буйными, как могли бы.
Что касается общей презентации, то Ubisoft (игра разрабатывалась во Франции и Италии) явно больше «веса» придали именно Марио, а не своей франшизе. Мир «Грибного королевства» узнаётся моментально – тут есть множество отсылок для тех, кто считает себя знатоком. Растение-пиранья, гумбы и другие классические элементы вселенной Марио тут как тут, хоть и в слегка видоизменённой форме.
Сложность выбора
Тактический жанр всегда ассоциировался с чем-то сложным, недоступным для новичков. Xcom – не исключение. У игры, и особенно второй части, настолько сложное прохождение, что мизерный процент игроков реально закончил сюжетную кампанию. Mario+ Rabbids: Битва за королевство сделана так, чтобы максимально перенять глубину геймплея, но не заставлять при этом нас переигрывать по десять раз один уровень. Этот баланс между слишком сложной игрой и слишком лёгкой достичь нелегко, но у Ubisoft получилось.
Стартовая локация прекрасно объясняет все азы управления Марио и его ушастой братии, и последующие главы постепенно вводят новые и новые элементы игрового процесса. Никогда не кажется, что чего-то не понял, и никогда не становится откровенно скучно. Для того, чтобы избавиться от однообразия, почти в каждой новой битве вводятся новые типы противника и новые задачи.
Далеко не всегда целью является полное уничтожение врагов – иногда нужно победить лишь определённое число зайцев, иногда – провести персонажа в безопасности. Бывает, что нужно просто пройти от точки А к точке Б.
К счастью, в отличии от того же Xcom 2, здесь нет миссий с ограниченным количеством раундов, хотя исход битвы влияет на то, какую оценку получаешь в итоге. На оценки также влияет количество выживших. При этом выигранный кубок имеет большую роль, поскольку от вашего успеха зависит то, сколько вам перепадёт монеток и очков на апгрейд.
Mario+ Rabbids: Битва за королевство отлично подходит для новичков жанра, но если вы уже играли в другие подобные игры, готовьтесь переучиваться заново. Например, если в Xcom очень важно рассредоточить силы, то в Mario+ Rabbids: Битва за королевство полезно всегда находиться рядом друг с другом. Так, у большинства персонажей есть способности, которые рассчитаны на всех участников битвы. Марио может увеличить количество урона от атак персонажей, Луиджи увеличит зону для передвижения, а Кролик Пич позволяет вернуть очки здоровья.
Но ещё более важна новая механика, позволяющая использовать союзника в качестве трамплина. Это позволяет серьёзно увеличить зону охвата и прыгнуть в тыл врага или на возвышенность. Это небольшое изменение, но оно серьёзно сказывается на всей динамике игры: вместо неспешного продвижения Xcom здесь вами подопечные будут носиться по всей карте, прыгая в трубы и по союзникам.
Секрет успеха в Mario+ Rabbids: Битва за королевство заключается в том, что нанести максимум урона нужно ещё до использования основного оружия. Каждый персонаж, например, способен делать подсечку, атакуя врага, который встаёт у него на пути. Некоторые герои могут сделать сразу несколько подсечек, а у кого-то они и вовсе «взрывные». Всё это серьёзно выделяет игру на фоне других, и мотивирует быть более смелым и более изобретательным.
Очень важно затронуть вопрос пушек. Марио никогда ещё не использовал реальное оружие в играх (не считая, конечно, Super Smash Bros.), так что это нововведение серьёзно взволновало любителей серии. К счастью, пушки тут всё-таки мультяшные, с интересными дизайнами и подписями. Внимание к деталям поражает – такого я не встречал даже у более «взрослых» аналогов. У каждой пушки (которых здесь огромное количество) есть свой уникальный дизайн и набор статистики. Пушки можно найти в тайниках или выиграть после завершения мира. Не остались в стороне и обладатели интерактивных фигурок amiibo, которые можно использовать для получения приятных бонусов. При этом используются самые обычные amiibo, а не специальные, приуроченные к игре.
Помимо сухой статистики у каждого оружия есть специальный «эффект». Например, эффект мёда, когда соперник застревает в одной точке. Чернила лишают врага возможности атаковать, камень – полностью замораживает. Эффектов много, но есть они и у противника.
Что ещё интереснее, у всех членов вашего отряда есть по два оружия. Часто это ближнее и дальнее, но не только. Например, у Марио есть пушка и молот, который он получил, несомненно, во время своих странствий в многочисленных РПГ. У Луиджи – самонаводящийся дрон, который медленно, но верно движется к своей цели, а затем взрывается. У Кролика Луиджи есть базука – и так далее. Удивительное количество подобных нюансов делает Mario+ Rabbids: Битва за королевство невероятно глубокой и продуманной игрой.
Как я уже замечал, у персонажей есть способности. Марио может усиливать свою атаку и использовать способность overwatch, которая уже знакома всем ветеранам Xcom.
Не думайте, что раз игра выглядит мультяшно, значит она лёгкая. Вовсе нет – во многих смыслах это самая сложная игра Марио за долгие годы. Начинается всё невинно, но чем дальше, тем сложнее становятся битвы. Сложность растёт очень резко, и нередко я оказывался в ситуации, когда приходилось переигрывать битву по нескольку раз. Если не получается, есть три варианта: вернитесь назад и соберите максимальное количество монет для лучших пушек; поменяйте персонажей; включите облегчённый режим, который доступен перед каждой битвой.
Лично я обнаружил, что ключом к успеху является постоянное варьирование героев. Да, в первых мирах выбора особого не будет, но постепенно у вас будет всё больше вариантов подбирать оптимальный состав на каждый бой. Важны не только умения – иногда после боя ваши персонажи могут остаться совсем без HP, и тогда меняться попросту придётся. К сожалению, Марио всегда должен быть в команде, и не раз бывало, что он вступал в бой с мизерным количеством здоровья.
Меня приятно удивило то, насколько разными получились персонажи. Это относится не только к поведению, но и умениям. У всех есть класс, и иногда вам нужен снайпер Луиджи, а иногда – танк Кролик Марио. Часто понимаешь, кто нужен, слишком поздно, и начинаешь бой опять уже с правильным составом.
Классы, разное оружие, эффекты, умения… Mario+ Rabbids: Битва за королевство просто нагружена неожиданной кастомизацией. Но это ещё не всё: мы не рассмотрели древо умений, которое является ключевым для вашего прогресса.
После завершения первого мира открывается древо умений, которое позволяет прокачивать каждого своего персонажа. Для этого нужны очки, которые можно зарабатывать во время сражений. Чем больше ваша оценка, тем больше монеток и очков вы получаете. Иногда очки можно найти в спрятанных по миру сундуках. Я совершенно не ожидал, что проведу столько времени, развивая персонажей в игре с Марио в названии.
У каждого героя есть свой набор уникальных особенностей. Кто-то лечит, кто-то является танком. Пожалуй, самый интересный и сильный герой – Кролик Луиджи, который может высасывать жизнь из соперников. При должном развитии он превращается в практически неубиваемого героя.
Между делом
Поскольку Mario+ Rabbids: Битва за королевство – не мобильная игра, где уровень чаще всего выбираешь в меню, здесь есть обширные миры, которые нужно исследовать для того, чтобы продвинуться дальше. Миры эти очень интересны и богаты на детали. При этом классический «зелёный» мир Марио быстро сменяется на более неожиданный «хэллоуинский». Эти миры выделяются множествами приятных мелочей: иногда это нелепое смещение элементов двух вселенных, иногда просто небольшая заставка с кроликами. Разработчик сделал всё, чтобы нам было нескучно бродить между битвами, но получилось у них только отчасти.
Иногда бродить и правда интересно. Мир игры нелинейный, и тут есть и секретные ходы, и множество сундуков. Есть даже бонусные миры в духе классического Марио. Разработчики честно старались максимально разбавить своё детище. Я был удивлён обнаружить множество головоломок, которые не давали пройти дальше. Я прекрасно понимаю, почему все эти элементы были добавлены, но всё равно нередко сетовал на то, что приходится тратить время на них, ведь я просто хотел сражаться.
Бывало и так, что я банально не понимал, где нахожусь. Относится это, в основном, к хэллоуинскому миру, где очень много разных путей и секретов. Игра один раз говорит, куда надо идти, и посмотреть карту невозможно. Это заставило меня бесцельно бродить по местам былой славы и вспоминать, куда я там должен был идти. Особо это сложно было из-за того, что в Mario+ Rabbids: Битва за королевство я играл рывками, как в любую портативную игру. Оставьте её на пару дней, и придётся вспомнить, на чём остановится.
Система сохранений тоже не такая очевидная, как хотелось бы. Несмотря на иконку автосохранения, нужно обязательно нажать на «выход» после каждого выключения – иначе вас могут перекинуть в начало мира. Это неприятная мелочь, которая никак не объяснена.
Графически игра может считаться одной из самых красивых на Nintendo Switch. Она не поразит геймеров PlayStation 4 и Xbox One, но для портативки это изумительная вещь. Больше всего меня порадовали анимации персонажей, которые двигаются как в мультфильме. Во время боя они тоже не неподвижны, остроумно реагируя на окружающий мир. У каждого героя даже разные стойки и разные анимации бега. Внимание к мелочам во всём.
Игра работает с 30 FPS, чего более чем достаточно для тактической игры, где важна не скорость реакции, а скорость мысли. Она отлично смотрится и на телевизоре, и в портативном режиме. Какие-то «примочки» Switch использованы не были – роли нет ни у сенсорного экрана, ни у Joy-Con.
Вердикт
Mario+ Rabbids: Битва за королевство – удивительная игра, которая стала одним из самых смелых проектов Ubisoft. К счастью, смелость оправдалась – благодаря огромным усилиям разработчиков мы получили серьёзную и нетривиальную игру, которая объединила две франшизы и две компании. Во времена мультиплееров и шутеров приятно видеть, что и такие небанальные игры продолжают рождаться на свет и даже успешно продаваться.
Mario+ Rabbids старается подойти максимально широкой демографии, но всё равно может отпуогнуть и детей, и взрослых. Кто-то откажется пробовать тактический жанр, кто-то – играть в такую «детскую» игру. Я же советовал бы её абсолютно всем. Пока что главным отпугивающим фактором является цена - Mario+ Rabbids считается AAA-тайтлом с соответствующим ценником.
Mario+ Rabbids: Битва за королевство – отличный новый эксклюзив на Nintendo Switch, который можно порекомендовать абсолютно всем.
Рубрики: Рецензии, Nintendo Switch
Дата публикации: 29.09.2017 10:56