Рецензия на Red Dead Redemption 2
Я успел подвести итог 2018 года много раз, расписывая лучшие и худшие игры на все возможные платформы. Но о лучшем представителе года я писать не спешил – я не хотел спешить с выводами и старался как можно больше времени посвятить этому поистине монументальному творению. Спустя месяц я более-менее готов подвести итог своим наблюдениям, но даже сейчас я даже близко не приблизился к полному прохождению. Что-то подсказывает мне, что у меня уйдёт как минимум год на то, чтобы окончательно разобраться с Red Dead Redemption 2. А может, больше. Ситуация напоминает не менее достойную The Legend of Zelda: Breath of the Wild.
Кажется, абсолютно все слышали о Red Dead Redemption 2. Новая игра от Rockstar, подарившей нам такие шедевры, как Grand Theft Auto V и L.A. Noire. Это продолжение культового вестерна, который может запросто зваться одной из лучших игр прошлого поколения приставок. Целых восемь лет потребовалось, чтобы вернуть легендарного персонажа Джона Марстона и рассказать его историю до событий оригинала. Правда, повествование ведётся не от его лица, а от лица Артура Моргана. Этот приквел создан для того, чтобы связать две истории. Почему не делать продолжение в хронологическом порядке? Скорее всего, тут дело во временных рамках: «дальше» уже некуда – Дикий Запад умирает и стирается эпохой индустриализации. Поэтому разработчикам пришлось отправиться обратно. Это логично и ничего не портит, так что придраться не к чему.
Red Dead Redemption 2 рассказывает историю Артура Моргана – одного из лидеров банды негодяев, которые спасаются от представителей власти, совершают кражи, останавливают поезда и так далее. Их сложно назвать героями – у каждого есть кровь на руках, и каждый готов убить любого, кто станет у него на пути. Но они и не хладнокровные головорезы: под предводительством Датча ван дер Линде разношёрстная шайка следует собственной философии, основанной на равенстве и праве на свободу. Они отвергают честную жизнь не из-за лени или глупости, а потому что не верят в оковы, которые на них пытается навесить «прогрессивное» общество. «Прогрессивное» общество, которое продолжает дискриминировать женщин и представителей других рас, и которое устроено так, что богатые богатеют, а бедные – беднеют.
Прелесть и даже гений персонажей, начиная Артуром и заканчивая Эбигейл Робертс, Леопольдом Штраусом и другими, заключается в их неопределённости. Не злодеи и не герои, они ходят по грани и предлагают нам самих по посудить. Помогает и то, что в противовес им ставятся не менее недостойные «хорошие ребята», которые особой симпатии не вызывают. Мир Red Dead Redemption 2 – это мир серого, без чёткого разделения. Кто-то делает выбор в пользу правил и границ, а кто-то отказывается признавать какие-либо кодексы, кроме собственного. Банда Датча – кровожадные романтики, которым не можешь не сопереживать, даже если осуждаешь их методы.
Вопросы морали и этики стоят в центре нарратива. Я бы назвал главным героем именно Датча – персонажа, который на какое-то время появляется в первой части, где определённо запоминается. Red Dead Redemption 2 не строится вокруг твистов – то, чем всё обернётся, видно за версту. Но это не отменяет интересности игры. Артур – великолепный персонаж, возможно лучший в этом поколении. Он разделяет взгляды Датча, но не стесняется высказать критику его действий. Он более мягок и предпочитает избегать конфронтации, когда это возможно. Red Dead Redemption 2 – не РПГ, но иногда это забывается, поскольку наши действия имеют последствия. Вы решаете, будет Артур извергом и садистом, или же получится этаким Робином Гудом, который забирает деньги у богатых и отдаёт бедным. Свободу у нас забирают лишь иногда – в основном, когда начинаются основные сюжетные миссии. В такие моменты приходится вооружиться винтовкой и откинуть собственные взгляды на хорошее и плохое. Даже если вы предпочитаете избегать убийства полицейских, рано или поздно Red Dead Redemption 2 заставит примерить на себя маску убийцы. Такая беспомощность могла бы казаться плохим геймдизайном, но на самом деле она служит чёткой цели: она позволяет понять, как себя чувствует Артур. Обязанный Датчу всем – своей жизнью и свободой – он не может его покинуть. И даже всё более жестокие и кровавые походы в погоне за свободой принимаются им с неодобрительным молчанием. Его руки связаны – вернуться некуда и не к кому, и остаётся превращаться в того, кем его зарисовывают полицейские постеры. Это ловкий и изящный способ поставить игрока на место персонажа.
О сюжетных перипетиях Red Dead Redemption 2 хочется рассказывать и рассказывать. Каждый персонаж заслуживает отдельного абзаца, поскольку каждый проработан с любовью и вниманием. Здесь нет плоских «расходных» участников – все кажутся людьми со своими приоритетами и особенностями. Кому-то полюбится матершинный ирландец, кому-то – священник-выпивоха. У каждого будет свой шанс показать себя во всей красе – или «красе». Но не все доживут до финала, и каждая смерть кажется неожиданной и трагичной. Добиться такого эмоционального отклика не получалось ни у кого кроме разве что Naughty Dog.
Второй сильной стороной Red Dead Redemption 2 является её мир. Открытый мир – это то, что студия Rockstar умеет создавать как никакая другая. Я не буду уже называть их лучшими на этом поприще – слишком уж много конкурентов – но то, что она не потеряла марку, достойно уважения. И пусть формула остаётся всё той же, уровень исполнения только растёт. Границы расширяются, живых и интересных жителей становится всё больше. Маленькие детали, секреты и пасхалки – здесь этого невероятно много. Red Dead Redemption 2 можно назвать самым детальным музеем культуры Дикого Запада и лучшим интерактивным воплощением киножанра вестерна. Сюда окунаешься и начинаешь жить.
Я хотел бы долго расхваливать художников, дизайнеров и сценаристов, но не менее восхищает работа программистов, которые умудрились запихнуть эпичнейший и детальнейший мир в игру, которая выходит уже на, признаемся, потихоньку седеющее семейство приставок. Но, как и в случае с GTA V, они смогли оптимизировать игру так, что она без всяких проблем чувствует себя хорошо даже здесь. Это поистине достижение – я честно не ожидал настолько плавной и беспроблемной работы. Особенно если мы вспомним, сколько раз в 2018 оптимизация не удалась у других. Как и следовало догадываться, всё дело не в железе, а в ответственности издателей, которые не торопили продукт, а дали ему время на доведение до блеска. Никаких подтормаживаний, подвисаний или вылетов даже на первых моделях PlayStation 4 и Xbox One – поистине достижение, достойное похвалы!
У Red Dead Redemption 2 есть много отличий от GTA – даже несмотря на общие гены, которые они делят. Да, над ними работали общие создатели, и серии всегда перенимали лучшие идеи друг у друга, однако это не лишает Red Dead Redemption 2 индивидуальности. Из соседней серии сюда перекочевала структура открытого мира с разными городами и участками природы между ними, а также полицейские погони, случайные встречные и так далее. Что-то, вроде случайных встречных, кажется совершенно естественным заимствованием. Что-то, вроде погонь – не совсем.
Вместо машин в Red Dead Redemption 2 – лошади и кареты, но совершать преступления гораздо сложнее. Если в GTA автомобиль меняется постоянно и без особых проблем, то в Red Dead Redemption 2 всё сделано так, чтобы вы оставались верными своему скакуну и не стремились его менять. Чем больше вы посвящаете времени лошади, чем больше ухаживаете за её гривой и кормите, тем быстрее и выносливее она будет. Иметь можно сразу нескольких лошадей. Каких-то можно купить, каких-то – украсть. Но постоянно растущие атрибуты вашего коня отбивают желание красть других. Многие игры пытались культивировать у игрока «любовь» к лошади, но только Red Dead Redemption 2 реально в этом преуспела. Во многом благодаря возможности давать ей имя м кастомизировать.
Последнее является важнейшей фишкой серии. Практически всё поддаётся модификации. Ботинки, штаны, рубашка, жилет, пальто, галстук, шляпа и так далее – выбирайте материал и цвет, и превратитесь из грязного бездомного в начале игры в настоящего денди. Если же удалось награбить достаточно средств, то можно и привести в порядок оружие, добавив гравировок, драгоценных металлов и других примочек. Конечно, можно стричься и выбирать лицевую растительность. Как у Геральта из «Ведьмака», здесь тоже со временем растёт борода.
Red Dead Redemption 2 даже сохранила элемент менеджмента своей базы, более знакомый по таким отдалённым родственникам, как Fallout 4. Правда, здесь строить ничего не придётся, однако ваши средства помогут улучшить условия проживания, открыть быстрое передвижение, поставку амуниций, стойла и так далее. Всем этим можно пренебречь, но спустя десяток часов у меня было столько денег, что я не жалел сотен долларов на благополучие моих коллег.
Итак, мы уяснили, что Red Dead Redemption 2 совершенна практически во всём. Это, конечно, не так. Как любой другой проект, чьи амбиции перевешивают здравый смысл, она страдает от собственных проблем. Реалистичность, о которой я упоминал, приводит к тому, что жизнь Артура кажется до боли знакомой. Каждый день он должен есть, чтобы сохранить силы, и следить за состоянием своего оружия. За лошадью тоже желательно приглядывать – может она и не сбежит от вас и не потеряется, она всё равно нуждается в уходе: её нужно мыть, за ней нужно ухаживать и кормить.
Процесс еды тоже не прост: сначала её нужно поймать, а затем – приготовить. Тушку можно и продать, но нужно спешить – она может испортиться. Хотя реально заработать таким образом очень сложно. Готовка тоже медленная.
Подобная размеренность – ключевая особенность игры, которая совершенно не печётся о времени, которое у нас на неё есть. Если вы – занятой человек, который надеется уделить боевику полчаса в день, то Red Dead Redemption 2 будет не для вас. За это время вы разве что до начала миссии доберётесь – никакая спешка тут не приемлема. Я уже видел много критики на этот счёт, и я её понять могу, хотя едва ли стоит винить создателей в том, что у них было чёткое видение. Хобби требуют времени, и иногда бывают неудобными. Это не делает игру хуже, просто для неё нужно освободить время.
Конечно, не обошлось тут и без багов. В то время как Red Dead Redemption 2 гораздо более вылизана, чем Fallout 76, она всё равно просто кишит всевозможными бедами, которые знакомы любой игре с открытым миром. Чаще всего баги безобидные и даже смешные, хотя бывает и так, что миссию приходится переигрывать. Например, было так, что в самом конце одной из миссий моя повозка застряла. Я не мог выйти из неё и не мог подвинуться. Десять минут я потратил на тщетные попытки вернуться, после чего был вынужден начать всё заново. Случается и другая мелочь, связанная с освещением, моделями, текстурами и так далее. Да, проблемы есть, но назвать Red Dead Redemption 2 сырой я не осмелюсь.
Кстати, Red Dead Redemption 2 уже готова предложить не только синглплеер, но и мультиплеер – точно так же, как GTA. Он не был доступен сразу после выхода, но постепенно начинает раскрываться. Хоть он и на стадии тестирования, уже сейчас можно понять, что на уме у студии. Честно скажу, пока советовать игру из-за мультиплеера я не могу – он кажется мне сырым, хоть и с потенциалом. Что хорошего: сюжетные миссии никуда не делись. Точно также вам (теперь уже не в роли Артура, а собственным аватаром) придётся охотиться за людьми, общаться с NPC и вести перестрелки. Но теперь вам помогает не ИИ, а живые люди. Бывает, всё получается отлично. Бывает – наоборот, один человек всё портит. Но это – суть человеческая.
Также следует отметить засилье микротранзакций. Рокстаровцы хотят, чтобы мы платили – и много. За шляпы, за пушки и так далее. Нас готовятся обобрать – и это сработает, как и в GTA. Но спасибо, что всё это перенесли на мультиплеер, не портя основную часть.
Подводя итоги, можно с уверенностью утверждать, что никто в 2018 Red Dead Redemption 2 не обойдёт. Это выдающееся творение, чьи масштабы и проработка поистине уникальны. Расчищайте календарь – оно того стоит.
Рубрики: Рецензии, PlayStation 4, Xbox One
Дата публикации: 24.12.2018 07:47