Рецензия на Shenmue I & II HD Remaster
Любой любитель кино, да или просто зритель, знает то неприятное чувство, когда в разговоре затрагивается известный фильм, который он не видел. Стоит признаться в этом преступлении, как тут же последуют ахи и охи. Как же так, не смотреть «Гражданина Кейна» или «Крёстного отца»? И никакие аргументы не подействуют на знатоков кинематографа. И, несмотря на все различия с видеоиграми, подобный снобизм точно так же знаком и геймерам. Если ты увлекаешься играми, то должен лично быть знакомым со всеми видными представителями индустрии – независимо от предпочтений или занятости.
Не секрет, что существует несколько игр, любить которые не просто принято – это модно и круто. Ты ценитель, ты знаток. Речь идёт о Shenmue, которая в своё время вышла на провальную консоль Dreamcast. Она считается шедевром этой платформы, который оправдывает её покупку так, как покупка Super Mario 64 оправдывала приобретение Nintendo 64. Прошло много лет с выхода обеих частей, и вспоминали о Shenmue I & II разве что те самые «ценители». Но вот настал их час: как и многие другие представители из прошлого, серия вернулась с новеньким ремастером. Наконец все смогут притронуться к шедевру, которого так долго ждала планета! Так ведь?
Те, кто уже сталкивался с Shenmue, моментально сделали предзаказ. Все остальные посмотрели трейлер и ничего не поняли. С чего хайп-то? На что тут смотреть? Что вообще с вами?
Именно поэтому этот текст написан именно для тех, кто, как и большинство, не играл в Shenmue и не знает, почему вдруг о ней все вспомнили. Я и сам никогда не был заинтересован в играх, сколько бы хвалебных отзывов о них не читал. Возможно, их время прошло, и эффект, который они оказывали, был возможен только в девяностых. Точно так же, как фотореализм начала нулевых нынче кажется произведением кубизма, так и масштабный открытый мир из девяностых – это проект масштаба мобильной игры средней руки. Особенно если «ремастер» на самом деле условный, без серьёзных улучшений.
Первый взгляд, кинутый на Shenmue I, вызовет у любого современного игрока усмешку. Даже если геймер этот не вылезает из 3DS. Что уж там, даже на время своего выхода оригинал звёзд с неба не хватал, и как-то вызывал уважение лишь своим масштабом. Текстурки соответствуют временам – всё коричнево-оранжевое, грязное и размытое, хотя ремастер добавил чёткости надписям и линиям. Это не прямой перенос кода с «Дримкаста», и некоторые элементы явно были обновлены, вроде тигра на спине знаменитого протагониста. Если сравнивать старую и новую версию, то видно, что да – разработчики и правда заботливо дорисовали то, что нужно дорисовать, и перерисовали то, что стоило перерисовать. Новая версия лучше – безусловно. Но это не значит, что она заслуживает так уж много хвальбы. Я всё ещё считаю, что если вы хотите вернуть игру такого возраста, то её нужно переделывать с нуля, как это сделала PlayStation с Ratchet and Clank. В противном случае Sega кажется мне ленивой и экономной компанией, которая знает, что фанаты в любом случае купят ремастер.
Главное изменение касается соотношения сторон – всё-таки негоже в 2018 году играть с соотношением 4:8. Хотя такая возможность есть, если очень хочется. Широкий экран помогает в игровом процессе: найти нужный объект легче, а мир кажется более живым. Стоит попробовать широкоэкранный режим, и вернуться к классике уже невозможно. Об этом напоминают заставки, которые, по какой-то странной причине, остались в прошлом.
«Всё выглядит не так уж плохо…» вы подумаете. Подумаешь, люди плоские, а текстуры старые. Главное – геймплей! И я согласен. Но именно он, геймплей, и сохранился хуже всего. От «кинематографичности» Shenmue не остаётся ничего, стоит Рё Хадзуки начать двигаться. Управляется он, как танк – помните, когда это было нормой? Несмотря на трёхмерное пространство, наш герой будто бы телепортировался из двухмерной игры. Его движения неловкие, а сам он едва поворачивается. Разработчики обещали обновить управление, но наврали: ничем современным тут даже не пахнет. Даже возможность вращать камерой ничего не меняет: в Shenmue играть попросту неприятно, сколько бы аналоговых стиков у нас не было.
Я не знаю, зачем надо было давать обещания, но подобная лень просто непростительна в моих глазах. Любой ремастер просто обязан дать возможность играть как в оригинальное управление, так и в обновлённое. Grim Fandango это понимала – она до сих пор остаётся примером того, как надо обновлять игру, проявив уважение к первоисточнику. Один факт того, что разработчики насколько поленились, вынуждает меня ставить игре низкую оценку. Впрочем, не будем спешить.
Мы выяснили, что визуально игра получает тройку, управление получает двойку, а что звук? А звук поразительным образом тоже отвратителен! Нет, я не жду семиканального звучания с Atmos, но как насчёт хоть каких-нибудь попыток добавить чистоты? Видимо, оригинальных файлов записи не сохранилось, потому что голоса актёров (любого языка) звучат приглушённо, будто их взяли со старой аудиокассеты, которая всё это время валялась у кого-то на чердаке. Выбор языка я оставляю за вами, но я бы попробовал английский для того, чтобы услышать культовую ужасную работу дубляжистов и переводчиков, которые постарались на славу – сразу вспоминаются пиратские голоса на видеокассетах с мультфильмами из девяностых.
Впрочем, ладно, не всё так отвратительно. Например, музыка сохранилась лучше: нравится вам саундтрек или нет, но факт заключается в том, что ещё никогда он не звучал так сочно и чисто. Вот тут я наконец вижу преимущество ремастера. Спасибо на этом.
Мы поговорили о технических особенностях, но что сама игра? Тут мне тоже придётся взять на себя смелость и заявить, что играется первая Shenmue не здорово. Точнее, я буду ещё отважнее, и прямо заявлю, что она безнадёжно устарела – настолько, что современному геймеру получить какое-либо наслаждение не представляется возможным. Разобравшись с кривой камерой и управлением, мы вскоре осознаём, что особо интересных занятий тут нет. Тут множество побочных заданий и разных мини-игр, но почти все они меня либо раздражали, либо откровенно мучали. Да-да, это история, которую нужно беречь или оберегать, но в данном случае Shenmue только доказывает, что игры – всё-таки не фильмы, и сохраняются с большим трудом. Словно откровенно плохие спецэффекты из пятидесятых годов, попытки Shenmue подарить богатый открытый мир в 18 году кажутся очень слабыми. Я бы поместил её в музей, но самому играть в неё совершенно не хочется. Это попросту скучно.
Игре не помогает и фальстарт в самом начале: по истории, отец Рё Хадзуки умирает прямо посреди семейного додзё, став жертвой противника, который одолел его в рукопашном бое. Но это не файтинг и не попытка перенести похождения Брюса Ли – нет, чаще всего это просто менеджер кнопок. Что я под этим подразумеваю? То, что частоте, с которой здесь появляются QTE (моменты, когда мы должны вовремя нажимать на подсвеченную на экране кнопку) здесь настолько частые, что даже Дэвид Кейдж качает головой и заявляет: «trop c'est trop».
Итак, после смерти батюшки Рё просыпается и начинает шляться по городу в попытках выбить информацию из местных. Он допрашивает десяток людей, и лишь по истечении восьми часов что-то существенно меняется. Shenmue гордо считается изобретательницей механики внутреигровых часов, когда мир вроде бы живёт своей жизнью, и мы должны успевать что-то делать за отведённое время. Эта инновация до сих пор остаётся многими ненавистной, и эта игра отлично напоминает, почему. Чаще всего мы делаем следующее: мы идём в установленное место, говорим с нужным человеком, узнаём, с кем говорить дальше, и повторяем процесс. Но говорить с народом нужно в правильное время. Опоздали на пару минут? Ждите целый день! Оригинально? Да. Но я не представляю, кому подобная механика пришлась по вкусу. В итоге в Shenmue большую часть времени мы не занимаемся квестами, а пережидаем время.
Чем же заняться в свободное время? Тут-то мы и слышим похвалу; мол, Shenmue инновационна в своём реализме. Словно симулятор жизни, игра позволяет найти работу и потратить всю зарплату на ненужную ерунду. Например, можно сходить в аркаду. В такие моменты я понимаю, что на самом деле это менеджер – менеджер времени. То, как успешно и рассудительно мы поступаем с доступным временем, влияет на то, насколько удачно сложится наш игровой день. Возможно, кому-то это и по душе. Если вы любите создавать идеальные планы, то Shenmue вам понравится. Но если вы хотите найти в игре прежде всего способ развлечься и расслабиться, то лучше поиграть во что-то другое. Ту же Super Mario 64, например.
В сравнении с первой частью сиквел показался мне гораздо более продуманным. Тут нет продолжительной заставки про смерть отца протагониста. Всё начинается просто, а Рё кажется намного более свободным в своём передвижении. Нас учат тому, как всё работает, а Гонконг в общем город более интересный. В первой части Рё был «своим», и общался в основном с корешами и друзьями, но здесь он – никто и звать его никак. Город кажется более угрожающим: везде преступники и игроки, которые стремятся нас обчистить. Что, в общем-то, и происходит в первые же минуты.
Вообще, тема денег актуальна в обоих частях. Поездка в Гонконг требует немалого, ведь нужны деньги и на проживание, и на еду. Обе игры предоставляют разные возможности обогатиться. Например, можно стать грузчиком в первой части. Можно стать азартным игроком. Можно попробовать себя в армрестлинге. Рё также любит коллекционировать «гасёпоны» (игрушки) и играть в игры вроде Space Harrier.
Вторая часть лучше во всём. История кажется более реалистичной и близкой игроку, да и само взаимодействие с миром показалось мне намного более богатым. Появилась мини-карта и возможность играть в мини-игры прямо из меню. Shenmue 2 более продолжительная, но не такая затянутая. Стоит ли пропускать первую часть, учитывая все её минуты? Возможно.
Отмечу, что даже ремастер Shenmue не лишён багов. Бывало, что заставки отказывали работать. Бывало и так, что какой-то фоновой звук постоянно повторялся. В такие моменты только оставалось перезагружать игру. Неприятно, что даже ремастер требует патчей, будто это совершенно новая игра.
Shenmue часто сравнивают с серией Grand Theft Auto, и определённые сходства есть. На своё время не было ничего столь амбициозного и дорогостоящего (игра даже попала в книгу рекордов Гиннеса), но время не щадит никого. Я не могу посоветовать обе части новичкам, хотя фанаты наверняка останутся довольны. Как история, Shenmue важна, но как современная игра она слишком уступает всем другим. Очень жаль, что разработчики поленились сделать игры лучше, и просто перепаковали версию Dreamcast, снабдив парой небольших улучшений.
Рубрики: Рецензии, PC, PlayStation 4, Xbox One
Дата публикации: 29.08.2018 07:22