Рецензия на Super Mario Odyssey
В анналы истории пятница 27 октября может войти, как одна из самых громких – во всяком случае для индустрии видеоигр. В один день вышли три самые ожидаемые игры годы – Assassins’ Creed Истоки, Wolfenstein II: The New Colossus и Super Mario Odyssey. Все три игры интересовали общественность с самого анонса, и все три получили восторженные отзывы. Никто, однако, не добился такого успеха, как Super Mario Odyssey, в миг ставшая лучшей игрой всех времён по мнению более тридцати критиков, и продавшая больше 2 миллионов копий в первые два дня.
Западная публика мало чему удивлялась. Каждая новая игра серии получает подобные результаты, продаваясь с невероятной скоростью. Но в России и на всём постсоветском пространстве отношение к экс-водопроводчику слегка другое. Считающийся реликтом прошлого, чем-то детским и недостойным внимания взрослых мужей, Super Mario Odyssey казалась помехой на фоне более важных релизов. Но я ставлю своей задачей опровергнуть такое заблуждение и объяснить, что ни похождения ассассинов в древнем Египте, ни массовое убийство нацистов не заслуживают вашего внимания так, как очередные приключения всенародно любимого итальянца.
Итак, что такое Super Mario Odyssey и с чем его едят? Почему он должен заинтересовать вас конкретно?
Можно легко понять, почему наша публика прохладно относится к Марио. Во многом происходит это оттого, что игра является эксклюзивом Nintendo Switch – гибридной консоли, которая вышла лишь весной этого года и пока что находится во владении не такого большого числа людей, и у нас особенно. По сути, это вторая мастхэв игра на платформе после невероятной The Legend of Zelda: Breath of the Wild.
Super Mario Odyssey – это трёхмерный платформер в лучших традициях жанра, зародившегося где-то в середине девяностых на консоли N64. Игра не просто вдохновляется теми временами – она является прямым преемником тогдашней Super Mario 64, и берёт множество идей оттуда – от, пожалуй, лучшего платформера в истории и одной из лучших игр вообще. С того момента вышло немало игр серии, однако все они сильно отличались от более свободной и открытой N64 – игры с подобием open world, когда термина ещё и не существовало.
В главной роли, понятное дело, Марио. Ему предстоит спасти, в очередной раз, принцессу Пич от рук злого Баузера, решившего не только похитить её, но и пожениться. Это не только приходится не по вкусу самому Марио, давно питавшему к принцессе нежные чувства, но и жителям многих королевств, которые пострадали от налётов Баузера и его приспешников. Спасать мир и принцессу придётся вам – Марио – но в этот рад вы не один, поскольку вам в помощь пришёл неожиданный компаньон – Кэппи. Это житель Шляпной страны, и является, собственно, живой и разумной шляпой с глазами.
С точки зрения геймплея игра одновременно инновационна и крайне традиционна. Большего фанаты не могут и просить. Жанр трёхмерного платформера в последнее время переживает то ли спад, то ли подъём. Мы видим множество представителей, однако успешность их варьируются от игры к игре. Лучшим я могу назвать Ratchet and Clank на платформе PlayStation 4. Кто-то может сказать, что жанр отжил своё, но я буду отстаивать противоположную точку зрения до последнего.
Как в любом платформере, вам придётся прыгать с, собственно, платформы на платформу, избегать препятствия и обходить врагов. Целью являются многочисленные луны, которые разбросаны по королевствам. Луны является источником энергии, которая необходима, чтобы активировать летательный аппарат Марио. В каждом королевстве надо собрать минимальное количество лун, после чего можно двигаться дальше. Обычно это где-то десять лун, но в мирах доступно гораздо большее их количество – 70 и больше. Учитывая, что миров великое множество, цифра получается впечатляющая, и общее прохождение займёт у вас в теории не меньше времени, чем тот же Assassins’ Creed.
Это только усиливает ощущение того, что в душе Super Mario Odyssey концепции open world. У вас есть опциональное задание и основное, неразрывно связанное с сюжетом. Что важнее – решать вам. Хотите – забудьте принцессу и ищите каждую мелочь. А можете прямо на скорости рвануть за гадом и спасти Пич, а потом уже приниматься за остальное.
Сам сюжет мало обращает на себя внимание, поскольку это платформер, да ещё и Марио. И всё-таки я советую пройти его до конца – финал может вас искренне поразить.
Super Mario Odyssey может быть сложной игрой – это зависит от вас. По части сложности здесь достигнут идеальный баланс. Прохождение не займёт труда ни у кого, но прохождение на 100% - это уже другой разговор. Многочисленные луны могут попадаться как случайно, так и требовать долгих и нелёгких попыток. Чем больше у вас амбиций, тем сложнее придётся. Но игра так устроена, что не хотеть собрать всё очень сложно.
Поиск лун – задача не менее сложная, чем их добыча. Если поначалу всё кажется лёгким, то некоторые запрятаны так серьёзно, что без помощи не обойтись. Помощь может прийти разная. Помимо очевидного «Гугла» в игре есть два с половиной способа найти секрет. Первый – это Тоад, который предлагает заплатить ему монетками за подсказку. Второй – это «Робот amiibo», который требует от вас интерактивную фигурку amiibo. Подойдёт любая – даже никак не относящаяся к самому Super Mario. Те же, которые относятся, могут дать приятный бонус вроде специального костюма, который нельзя получить никак иначе. А ещё в каждом мире можно найти попугая, который даёт «советы», которые расшифровать, правда, у меня почти никогда не получалось.
Во многих аспектах Super Mario Odyssey мало отличается от предшественников. В конце концов, во всех играх Марио ищет различные предметы, разбросанные по всем мирам. То могут быть, чаще всего, звёздочки, феи или что-нибудь подобное. Здесь это луны.
Но многое появилось в Super Mario Odyssey впервые. Например, кастомизация. Теперь Марио может наряжаться в разные наряды, которые можно купить за валюту внутри игры. Валюта при этом бывает разная. Классические золотые монетки, знакомые с самых первых игр – это одна валюта, а фиолетовые монетки разных форм – другая. В каждом мире фиолетовые монетки разные, и потратить их можно только там. На монетки приобретаются различные костюмы для Марио – и головной убор покупается отдельно. Костюмы, как правило, тематические, то есть это пончо и сомбреро в Песчаном королевстве и гавайская рубашка с соломенной шляпой в мире курортном. Никаких преимуществ костюмы не дают, хотя они важны, если вы хотите найти абсолютно все луны.
Также купить можно и сувениры в виде наклеек для корабля и всяких безделушек, которые можно поместить внутрь.
Но главная перемена коснулась геймплея. Как я уже сказал, наш Марио скачет, прыгает и бегает как обычно. Что уж там, если вы играли в игру из девяностых, то быстро освоитесь и тут – управление то же самое! Но у необычайно спортивного Марио появился целый арсенал новых приёмов, и большинство из них связаны с Кэппи, которого можно использовать и как оружие, и как способ передвижения. А ещё он позволяет… вселиться в любого врага.
Да, в отличии от всех игр франшизы, Марио больше не хватает «паверапы» для того, чтобы получить преимущество в бою или пройти специальную локацию. Ни огненного цветка, ни ледяного, ни других специальных способностей вроде умения стать металлическим. Теперь для всего этого используется шляпа Кэппи, главной особенностью которой является возможность «зашляпить» любого. То есть если вы видите гумбу, то можете просто… стать им. Видите Хаммер Бро? Можно пытаться его победить, но легче просто вселиться в него и получить его умения вроде высокого прыжка и способности кидать молоты и другое оружие.
Это, согласитесь, уникальный твист, которого не ожидал никто. Врагов у Марио великое множество, и почти во всех можно вселиться. Боссы, конечно, неподвластны нашим силам, но иногда можно всё равно их обхитрить, используя, например, их руки против них самих. А ещё можно стать самым настоящим динозавром.
Сложно даже описать, как сильно это всё меняет. Насколько другой ощущается игра даже на фоне недавно вышедших приключений. Но к новым умениям так быстро привыкаешь, что уже сложно представить, как было раньше, без Кэппи.
При этом Кэппи может и не только это. Неподвластных его силам врагов он банально убивает. Можно использовать его и для безумных прыжков, которые были бы невозможны без него. Особо популярен среди игроков приём, позволяющий в воздухе кинуть шляпу, рвануться к ней и оттолкнуться дальше. Это даёт возможность преодолевать огромное расстояние в воздухе, порой минуя «правильные» пути прохождения.
Управление в Super Mario Odyssey заслуживает отдельного упоминания. Дело в том, что особенности Nintendo Switch позволяют играть совершенно по-разному. Так, можно играть при помощи Pro Controller, который продаётся отдельно; можно использовать JoyCon’ы в JoyCon Grip, можно играть в портативном режиме, а можно держать по JoyCon в каждой руке.
Последний вариант Nintendo называют оптимальным. Дело в том, что игра поддерживает управление при помощи motion control – то есть движением. Резкий выпад рукой в сторону, и Марио кидает Кэппи. Поверните оба контроллера в сторону, и он кинет шляпу по кругу. Это невозможно делать без управления движением, что, честно говоря, не понравилось многим игрокам, да и мне тоже. До выхода игры в компании ни слова не говорили о том, что в портативном режиме не будет доступно 100% возможностей. Мне до сих пор непонятно, зачем было вводить это управление, которое напоминает времена Wii и Super Mario Galaxy.
В остальном на управление жаловаться невозможно. Нет платформера, который управлялся бы лучше. Я играл в практически все игры серии, и никакая не управлялась так хорошо, как эта. Но стоит иметь в виду, что для лучшего прохождения может прийтись оставить любимый способ управления игрой, хотя и в портативном режиме можно сделать, наверное, 90% всего.
Шляпа вам понадобится постоянно, и особенно при прохождении битв с «Брудлями», которые являются новыми врагами Марио. На их месте мы уже привыкли видеть Купалингов с Баузером мл. в качестве лидера. Купалинги здесь же являются чем-то вроде планировщиков свадьбы. Их задача – украсть из королевств их главные достояния вроде свадебного торта, платья (которое у нас назвали «Наядным») или кольца.
Открытость игры проявляется и в том, что даже несмотря на то, что они являются боссами и, вроде, важнейшим элементом прохождения, их можно запросто игнорировать при прохождении. Не хотите – не надо! Хотя я всё-таки советую их не пропускать, поскольку после победы открываются больше ходов по королевству.
Вообще, Super Mario Odyssey относится к тому типу игр, где после прохождения играть даже более интересно. Первое посещение нового мира позволяет увидеть только маленькую его часть. Пройдите босса, и откроется больше. Победите Баузера в конце, и миры станут ещё больше и обширнее. Все луны с первого раза получить банально невозможно.
Super Mario Odyssey поддерживает кооперативный режим, который возможен, если дать каждому игроку по JoyCon. Один управляет Марио, а другой – Кэппи, что позволяет ему добывать труднодоступные монетки и луны, и серьёзно расширять возможности Марио. Я, честно говоря, не ожидал, что режим будет так хорошо проработан. Super Mario Odyssey может отлично подойти тем, кто искал, во что поиграть с другом или родственником, который в более «серьёзных» играх не разбираются.
Графически Super Mario Odyssey выглядит именно так, как должен выглядеть эксклюзив Nintendo Switch. Никто не будет утверждать, что консоль способна поквитаться с PlayStation 4 или Xbox One, но она более чем может выдавать впечатляющую HD-графику. До того самой красивой игрой я назвал бы Mario Kart 8 и The Legend of Zelda: Breath of the Wild, но те игры не являлись эксклюзивами, будучи уже, в той или иной форме, доступны на Wii U.
Super Mario Odyssey же – первый существенный эксклюзив, и графически она старается максимально впечатлить. Поначалу я был уверен, что она не превзойдёт Super Mario 3D World, но я ошибся. С каждым новым королевством становится видно, что используется вся доступная мощность платформы. Я советую при возможности играть на телевизоре, поскольку на большом экране прелести игры становятся только очевиднее. Картинка очень сочная, с отличными цветами и хорошей чёткостью, пусть Super Mario Odyssey формально и не работает в режиме Full HD.
В портативном режиме играть можно без каких-либо проблем. Super Mario Odyssey остаётся очень яркой игрой без малейших проблем с FPS. Удивительно, что в такую красивую игру можно играть где угодно без каких-либо проблем.
Следует отметить и презентацию. Систему меню игры легко понять, но главное – в дополнительных мелочах. Например, то, что каждый мир представлен неким подобием туристической брошюры, где можно почитать всё про новое королевство. Узнайте исторические особенности, почитайте про тех, кто живёт здесь или найдите секреты по прохождению того или иного врага. Это мелочь, но приятно. Здесь же можно узнать о всех найденных лунах, и даже посмотреть, в какой день они были найдены.
Вердикт
Super Mario Odyssey – выдающаяся игра, которая может войти в историю, как одна из лучших. Всё здесь выверено до мелочей, будто игра вышла ещё до времён DLC и патчей. При этом Super Mario Odyssey полностью обошла неприятный тренд микротранзакций. Несмотря на множество костюмов, все они покупаются за счёт монеток в игре. Всё честно.
2017 – выдающийся год для фанатов видеоигр. Каждая платформа получила идеальный эксклюзив, а некоторые – несколько. Но никто не порадовал так, как Nintendo, которая выпустила сразу две игры, которым суждено стать культовыми. Я советую Super Mario Odyssey абсолютно всем – как фанатам серии, так и скептиком, которые ранее обходили её стороной.
Рубрики: Рецензии, Nintendo Switch
Дата публикации: 07.11.2017 09:48